Лыжный спорт – один из самых распространенных в зимнее время года. Для успешного прохождения дистанции нужно не только научиться стоять на этом спортивном инвентаре и двигаться, необходимо узнать, как правильно тормозить на лыжах, и довести этот навык до уровня рефлексов. Теория – хорошо, но необходима также практика. Правильная остановка позволит избежать многочисленных травм, опасных ситуаций. Обычно спортсмены проходят всю дистанцию без перерывов, но в критические моменты или при возникновении внезапных препятствий может понадобиться экстренное торможение.

Как тормозить на горных лыжах?

Для горных лыж характерно развитие большой скорости, значительного уклона спуска. В таких условиях рекомендуется начинать обучение экстренному снижению темпа на наиболее пологих трассах, постепенно увеличивая угол наклона плоскости. Логика простая – чем более пологий склон, тем легче тормозить.

Экстренное торможение нельзя осуществлять с помощью случайно попавшихся предметов (деревьев, столбов), их нужно объехать. Кроме того, на большой скорости не рекомендуется падать в панику. Она ослабляет концентрацию внимания, что чревато получением травмы. Части трассы или лыжни без снежного покрова также не станут спасением, а прибавят неприятностей.

Для экстренной остановки стоит применить перемещение в горизонтальное положение (падение), лучше всего такой метод действует при движении наискось со склона. При этом велика вероятность, что при отсутствии верных знаний о том, как правильно тормозить на лыжах, и достаточных тренировок, падение будет достаточно болезненным.

Как вид экстренного торможения с наибольшим коэффициентом эффективности можно рассматривать падение. Делать это нужно правильно:

  1. Нельзя падать на спину или заднюю часть, при высокой скорости скольжение продолжиться.
  2. Падать нужно на бок, при этом первым, что коснётся поверхности, должно быть бедро – это погасит удар, снизит вероятность травмы.
  3. При сбросе темпа стоит применять руки, но не хватать все подряд, а применять их как элемент дополнительного сопротивления.

При продуманном и успешно выполненном падении риск получения травм стремиться к нулевой вероятности. В связи с этим рекомендуется провести несколько тренировок с инструктором, чтобы понять, как правильно тормозить на горных лыжах. Безопасность превыше всего.

Как тормозить на беговых лыжах?

Остановка на беговых проще, чем на горных. Это связано с типом местности, используемой для маршрута. Для беговых лыж используется более пологий склон или вовсе ровная местность, натоптанная лыжня. Часто торможение вовсе не требуется на всей длине трассы, становится нужным только при неожиданно изменившихся обстоятельствах.

Тормозить также можно поворотом, как и «плугом», спортсмен сам выбирает способ. При любом из видов торможения можно упасть. При этом потребуется узнать не только как правильно тормозить на беговых лыжах, но и как нужно падать, вставать. Если лыжи приняли положение латинской буквы X, то следует перевернуться на спину, поднять ноги перпендикулярно земле, перевести лыжи в правильное положение.

После финиша на дистанции обязана быть предусмотрена полоса торможения.

Как тормозить на лыжах на спуске?

Для тренировки рекомендуется выбирать ровные и хорошо утоптанные склоны. В первую очередь рекомендуется изучить самый простой способ торможения – разворот стопы, иногда его называют бракаж. Порядок выполнения упражнения следующий:

  1. Перед спуском рекомендуется тщательно проверить собственное положение – опора под ногами должна быть прочной. Пятки должны быть тщательно прижаты.
  2. Начинать тормозить следует только после набора достаточной скорости.
  3. После того как приемлемая скорость достигнута, нужно развернуть лыжи перпендикулярно направлению движения.

Изначально многие решившиеся на освоение такого способа остановки часто падают, но со временем становится легче: мышцы, вестибулярный аппарат привыкают к действию. Потеря равновесия связана с позицией, при которой выполняется упражнение – нижняя стойка, положение лыж на ширине плеч, нагрузка идёт по всей длине. Этот способ остановки наиболее эффективен, но применять его стоит только тем, кто хорошо справляется с нагрузкой, и уверен в себе полностью.

Снизить скорость на спуске можно с помощью скользящего упора. Упор – движение на лыжах, позиция которых напоминает букву «V», то есть носки сближены, а задние части максимально удалены друг от друга. Подобный способ торможения очень напоминает «плуг», но всё же есть некоторые различия:

  • техника упора не останавливает движение, а всего лишь замедляет;
  • после изучения этого способа можно гораздо легче освоить повороты.

Подходит этот способ для сброса скорости на достаточно пологих склонах. Часто его используют во время тренировок с теми, кто немного боится: такое продвижение на психологическом уровне вызывает чувство безопасности у новичков.

Важно помнить

Чтобы тело знало, как правильно тормозить на лыжах, рекомендуется провести несколько тренировок, изучить оба способа, их комбинацию. Комбинирование подходит в случае слишком большого разгона. Сначала требуется сбросить скорость с помощью упора, а потом из этого положения выполнить поворот ступней. При подобно способе торможения остановка, скорее всего, будет аккуратной, удастся избежать падения.

Чтобы завершение дистанции прошло успешно, нужно знать, как правильно тормозить на лыжах с горки, как переводить село из основной стойки во все остальные. Основная стойка представляет собой наклонённый корпус и слегка подогнутые ноги. Для того чтобы ускориться, необходимо ещё больше согнуть ноги, вытянуть руки назад, пригнуть корпус к земле. Таким образом, в соответствии с законами аэродинамики, тело становится более обтекаемым воздушными потоками, ускоряется. Для плавного снижения темпа менять положение тела следует в обратную сторону, то есть разогнуть корпус, выпрямить ноги. Для сохранения устойчивости рекомендуется оставить ноги в слегка согнутом и расслабленном виде, тогда они будут выполнять роль амортизаторов. Сохранить равновесие на протяжении всего движения поможет концентрация и динамика положения тела относительно поверхности. Менять стойку необходимо в зависимости от обстоятельств, а не по алгоритму. При движении на скорости все части тела играют свою роль: настоящие профессионалы могут еле уловимой сменой положения увеличить или уменьшить скорость, сменить траекторию движения.

Торможение на лыжах «плугом»

Тормозить «плугом» на лыжах достаточно популярно среди спортсменов разных категорий, кроме того, такая позиция тела может являться основой для нескольких элементов движения. Подобная стойка применяется при прямом спуске и позволяет перенести нагрузку на обе ноги. При этом положении пятки разведены в стороны, а носки лыж соприкасаются.

Положение тела при этом способе остановки также имеет значение. Наклон туловища уменьшается, а корпус отводится назад. Палки требуется прочно сжимать руками, а кисти вытянуть немного вперёд и сблизить перед корпусом.

Для перехода в стойку при свободном спуске необходимо немного согнуть ноги и резко выпрямить их по завершению изменения положения лыжи. Таким образом будет осуществляться наибольшее давление по плоскости и сопротивление движению. Как известно, чем больше сопротивление, тем быстрее снижается скорость. Пятки должны оказывать наибольшее давление. Расстояние между пятками лыж зависит от темпа спуска, расстояния торможения и общих характеристик снежного покрова.

Заниматься изучением лыжного спорта рекомендуется с профессиональным инструктором, его опыт поможет разобраться в тонкостях вида спорта, избежать «глупых» травм. При отсутствии учителя следует выбирать наиболее безопасные участки трассы, желательно предназначенные именно для обучения. Перед началом тренировки нужно тщательно проверить крепления инвентаря и одежду. Если нет возможности приобрести специальную форму для лыжного спорта, можно воспользоваться имеющиеся в гардеробе вещи. Они не должны стеснять движений, но быть достаточно тёплыми, чтобы избежать обморожения. Выполняя все рекомендации, можно избежать неприятных травмоопасных ситуаций.

26 Ноя

Лыжный туризм с каждым годом привлекает все новых и новых людей, обустраиваются базы отдыха и трассы, совершенствуется экипировка. Но перед тем как купить путевку и отправиться на курорт чтобы испытать себя, следует ознакомиться с главными движениями на лыжах.

Виды классических лыжных ходов

Способы передвижения на лыжах надо осваивать и тем, кто хочет кататься на равнине, и мечтающим о покорении горных спусков. Обучение лыжным ходам позволит легче и быстрее освоить технику и приемы спуска на горных лыжах.

При одновременном бесшажном лыжном ходе безотрывно скользят, а отталкиваются исключительно руками. Когда на лыжах достигнута нужная скорость бега, после толчка палками туловище распрямляют не сразу. Некоторое время передвигаются в согнутой позе, а лишь постепенно переходят в верхнее положение.

В одновременном одношажном ходе на одно скольжение раз отталкиваются палками и ногой. Нужно в порядке очереди менять правую и левую стороны тела. Применяют следующие одношажные лыжные ходы:

  • скоростной – толчок ногами совершают в тот же момент, когда руки движутся вперед;
  • затяжной – толчок делают после того, как руки уже перед туловищем.

При одновременном двухшажном ходе движение на лыжах отличается от предыдущего тем, что на два шага палками отталкиваются только единожды. Выполняют ход в такой последовательности:

  • Руку ведут вперед, выпуская кольца палок.
  • Завершая второй шаг, отталкиваются верхними конечностями. В то же время приставляют ногу к опорной и скользят на обеих сразу.

Попеременный двухшажный – основной ход, которым пользуются:

  • на равнине;
  • при всяком виде скольжения;
  • на пологих (2°) и крутых (5°) подъемах.

Выполняя попеременный двухшажный лыжный ход, по очереди скользят на правой и левой ноге, при каждом шаге отталкиваются противоположной палкой. Этот способ передвижения на лыжах очень схож с ходьбой.

Попеременный четырехшажный классический лыжный ход применим:

  • в глубоком слое снега;
  • на извилистой тропе, проложенной между растительностью;
  • при других условиях, когда упор на палки невозможен.

Смысл техники этого лыжного хода состоит в том, что на пару отталкиваний руками совершают четыре шага: на первые два короткие – палки перемещают вперед, на вторые более длинные – поочередно отталкиваются ими.

Стойки для спуска на горных лыжах

Основное понятие, которое необходимо усвоить новичку в горнолыжном спорте – это линия ската. Так называется самая короткая линия от вершины к низу спуска. Если передвигаться вдоль нее, то ускорение будет наибольшим.

Напоминание: линия ската не представляет собой прямую. Она может отклоняться в стороны, но всегда совпадает с самой крутой линией склона в любой точке.

Для катания в горах первым делом осваивают нейтральную стойку (исходное положение при передвижении на лыжах, в которое всегда возвращаются). Тело располагают так :

  • Колени согнуты под углом около 125°.
  • Голени и корпус подают вперед под одинаковыми углами.
  • Локти полусогнуты.
  • Кисти опущены до колен и расположены впереди, ладони надежно сжимают палки.
  • Если надо, одну лыжу незначительно выдвигают вперед.

Стойка отвечает за устойчивость при съезде с горы, достаточную скорость передвижения на лыжах, максимальную эффективность опорно-двигательного аппарата. Если требуется достичь ускорения на лыжах, спортсмен больше нагибается вперед, уменьшая угол в коленях, локтях. Это сокращает сопротивление воздуха. Однако чрезмерно наклоняться тоже не стоит, поскольку устойчивость теряется.

Небольшая подборка недешевых, но надежных лыж для тех, кто еще не определился:

Если надо спускаться на лыжах с меньшей скоростью, спортсмен немного разгибается. Надолго распрямляться и отклоняться от основной стойки не надо, поскольку движение сильно замедляется.

Если склон слишком длинный, мышцам потребуется отдых. Тогда переходят в «стойку расслабления»: немного разгибают коленные суставы и слегка наклоняют тело вперед, предплечья упирают в бедра.

На заметку: стойка отдыха значительно уменьшает устойчивость лыжника за счет ухудшения амортизации неровностей рельефа.

Рельеф при спуске с горы на лыжах

Не всегда поверхность для катания идеальная. Иногда предстоит спуск на лыжах по буграм и другим неровностям ландшафта. Тогда меняется угол наклона лыжни, сохранить равновесие помогает динамическая смена стоек.

Изменения угла наклона бывают:

  • крупными – их формируют выкаты, противоуклоны, спады;
  • мелкими – образованные выступами, буграми, впадинами и др.

На крупных перепадах, с уменьшением крутизны склона сначала переходят в более высокую стойку, а потом опускаются, ослабляя инерцию. На выкатах от 3 м предварительно подают тело назад, но при этом наклоняют туловище и протягивают руки, одновременно выставив вперед выпрямленную ногу. Таким же образом преодолевают крупные противоуклоны (подъемы). Но при этом толчком палками сохраняют передний наклон, если надо продолжить подъем по склону.

Проходя спад при спуске на горных лыжах, спортсмен иногда ощущает, что может упасть назад. Приближаясь к таким участкам, лыжник принимает более высокую стойку, а при входе на кривизну – наоборот, наклоняет тело вперед. Когда искривленность спада пройдена, снова немного выпрямляются, переносят упор на пятки. Если склон отличается крутизной, то стойку меняют до положения в выпаде.

При спуске по бугристому склону, другим мелким неровностям, стараются уменьшить инерцию и не утратить управление. Чтобы снизить внешнее влияние на скорость спуска на лыжах, уменьшают напряжение в ногах.

Виды коньковых лыжных ходов

Коньковый ход, когда спортсмен похож конькобежца, изначально использовался только на поворотах, для восхождения, как упражнение для лучшего владения лыжами. Ускорения на горном спуске таким ходом тоже можно добиться.

Выделяют следующие виды этого способа лыжного хода:

  • одновременные – с одним или двумя шагами;
  • полуконьковый;
  • попеременный с двумя шагами.

Маневр выполняют в такой последовательности :

  1. Внутренним ребром лыжи отталкиваются назад и в сторону.
  2. Одновременно переносят вес на противолежащую сторону.
  3. Те же движения выполняют для второй ноги.

Разница между коньковым и классическим видом лыжного хода в том, что остановки между циклами нет.

Отталкиваются верхними конечностями попеременно, что зависит от ритма работы ног. Однако это не обязательный элемент катания. Могут быть просто махи руками или даже этот компонент цикла вовсе отсутствует. Если трасса ровная, толчки руками обычно выполняют одновременно, при подъеме – в зависимости от его крутизны.

Особенность полуконькового передвижения на лыжах в том, что толчок делают только одной ногой, а другая скользит прямо. В качестве толчковой используют ногу, движущуюся по большей дуге. Обычно этот способ лыжного хода практикуют на поворотах.

Способы торможения на лыжах

Известно несколько приемов, к которым прибегают по обстоятельствам и в зависимости от цели.

Переход в высокую стойку

Этот способ торможения на лыжах осуществляется за счет возрастающего сопротивления воздушного потока. Для этого перегруппируются в высокую стойку, при необходимости разводят руки. Прием не позволит наехать на других спортсменов или правильно пройти поворот.

Плугом

Скользя с параллельным положением ног, пятки аккуратно раздвигают в стороны и становятся на внутренние ребра лыж. Вес распределяют одинаково на две ноги. Переднюю часть не скрещивают. Чем больше угол между досками, тем быстрее снижается скорость. Способ удобен на прямых спусках с плотным снежным покровом. Сначала прием пробуют на равнинной поверхности, а потом – на склоне.

Важно: маневр помогает контролировать скорость в широком положении. При этом канты лыж используются как основной инструмент. Торможение этим способом используют даже опытные спортсмены.

Упором (полукругом)

Торможение выполняется одной ногой и позволяет несколько замедлиться. Вес переносят на сторону, идущую по лыжне. Вторую пятку отводят вбок, лыжу располагают под углом, закантовывая на внутреннее ребро. Как быстро произойдет замедление, зависит от угла постановки, силы закантовки и давления тела. Чтобы человека не развернуло, носки располагают на одном уровне. В конце движения тормозящую лыжу ставят параллельно прямоидущей. Такое торможение на лыжах сбавляет скорость плавно.

Пологий подъем преодолевают попеременным ходом вверх прямо, более крутой - по диагонали или зигзагом. Если сцепление лыжи со снегом недостаточно, можно воспользоваться способом «елочка». (Рис. 22). Его выполняют ступающим шагом прямо вверх. Лыжу попеременно выставляют вперед, разворачивают носками наружу и ставят на внутренние ребра. При очередном шаге пятка одной лыжи переносится через пятку другой. На крутых склонах лыжи разводятся носками шире, больше ставятся на ребра, шаг делается короче и опора на палки сильнее.
Очень крутой подъем преодолевают способом «лесенка». (Рис. 23). Встав боком к склону, ближайшую к нему ногу надо выставить в сторону и опереться на наружное ребро лыжи. Затем, подтянув кверху другую ногу, поставить лыжу рядом на внутреннее ребро.

Спуск с горы и способы поворота

Стойка прямого спуска: лыжи вместе, колени согнуты - работают, как рессоры, руки чуть разведены в стороны, палки - назад.
Спуск с горы производят в высокой, средней (основной) и низкой стойке. (Рис. 24). Удобнее всего средняя: в этой стойке легче делать повороты, преодолевать различные неровности, тормозить. Спускаясь с горы, никогда не следует держать палки впереди себя, чтобы, не наткнуться на них. В высокой стойке ноги выпрямлены больше, чем в основной. В низкой стойке ноги сильнее согнуты, голова и туловище наклонены вперед, руки вынесены вперед.
Для большей устойчивости одну лыжу при спуске выдвигают немного вперед. Спускаясь по диагонали, тяжесть тела переносят на нижнюю лыжу, слегка выдвинув вперед верхнюю.
При этом лыжи ставят на ребро, а колени приближают к склону. При спуске с горы, если скольжение ухудшается, корпус надо отклонить назад, если же скольжение улучшилось - несколько наклониться вперед.
В конце спуска в связи с тем, что лыжи перед переходом на горизонтальный участок глубоко врезаются в снег и тормозят (на так называемом «выкате»), рекомендуется сильнее выдвинуть одну лыжу вперед, отклонить корпус назад, а потом принять низкую стойку.

Как затормозить на спуске

Чтобы при спуске снизить скорость и постепенно затормозить, достаточно в низкой стойке сесть верхом на палки и вдавливать их в снег. Наиболее надежный способ торможения - «плугом». (Рис. 25). Во время спуска с горы развести в стороны обе пятки и поставить лыжи на внутренние ребра и сблизить слегка согнутые колени.
Чем больше разведены пятки, тем сильнее будет торможение. Тяжесть тела распределяется на обе лыжи равномерно.
Есть и другой способ торможения одной лыжей - «полуплугом». (Рис. 26). В сторону отводится одна пятка; опираются при спуске только на лыжу, которая выполняет упор. Носки лыж вместе.
Нога, на которой скользят, согнута и ощущает вес тела.
Торможение боковым соскальзыванием на ребрах лыж применяют на очень крутых спусках (Рис. 27). А когда нужно несколько изменить направление или объехать препятствие, делают это, переступая на лыжах вправо или влево.
Наиболее простой поворот на тихом ходу с предварительным торможением - поворот «плугом» . (Рис. 28). Ранее указывалось, что при торможении «плугом» тяжесть тела равномерно распределяется на обе лыжи.
Если при спуске перенести тяжесть тела на правую лыжу, то они повернут влево, если на левую - направо.
Спускаясь с горы наискось на большой скорости, делают повороты «полуплугом». (Рис. 29). Спускаясь с горы наискось вправо, верхнюю правую лыжу отводят пяткой в сторону под углом к левой и выдвигают несколько вперед. Если затем левую лыжу поставить на снег плоско, а тяжесть тела перенести на правую, начнется поворот влево.

Торможения применяются при необходимости сниже­ния скорости или для полной остановки. К основным спо­собам торможений относятся: торможение изменением стойки спуска, «плугом», «полуплугом», упором, торможение палками, торможение падением. Рассмотрим технику выполнения указанных способов торможений.

Торможение изменением стойки спуска. Этот способ применяется на выкате при спусках с гор за счет измене­ния стойки. Например, из низкой стойки лыжник перехо­дит в основную, а затем в высокую, изменяя угол сгибания ног в коленных суставах и выпрямляя туловище.

Рис. 28. Торможение «плугом»

То же самое происходит при разведении пяток лыж в стороны: чем шире «плуг», тем сильнее торможение. Угол разведения лыж и их загрузка зависят от скорости лыжни­ка на спуске, требуемого торможения и характера снежно­го покрова.

Торможение «полуплугом» - разновидность торможе­ния «плугом». Оно применяется только на пологих спус­ках, на равнине или выкатах со спусков и при наличии лыжни. Осуществляется оно следующим образом: одна лыжа остается в лыжне, другая выполняет те же движения, что при торможении «плугом».

Торможение упором (рис. 29). Этот способ применяется при спусках наискось или на ровном раскатанном склоне, а также для резкой остановки на равнине.

Рис.29. Торможение упором

При торможении при спуске на­искось лыжник переносит вес тела на верхнюю (по склону) лыжу, дру­гую ставит на внутреннее ребро пяткой в сторону (в положение упора) и выполняет торможение. При торможении носки лыж нахо­дятся на одном уровне во избежа­ние поворота. Увеличение угла отведения и кантования лыжи уси­ливает торможение. Прекращается торможение, когда лыжа ставится в исходное положение (параллельно).

При торможении на равнине вес тела переносят на внутреннюю лыжу, а внешнюю резко отводят пяткой в сторону и кантуют.

Носок внешней лыжи выдвигают немного вперед, лыж­ника разворачивает, после разворота внутреннюю лыжу приставляют к внешней.

Торможение палками. Этот способ применяется только при небольшой скорости движения. Лыжник резким уда­ром выставляет палки вперед, как бы отталкиваясь от них. Кисти рук находятся несколько дальше друг от друга, чем при выполнении лыжных ходов.

Торможение преднаме­ренным падением (рис. 30). Этот способ приме­няется в исключительных случаях, когда на спуске неожиданно появляется препятствие, а расстояние до него слишком мало и необходимо экстренно остановиться, чтобы не получить травму.

Способ безопасного падения заключается в следующем: перед паде­нием необходимо при­сесть, а затем падать, как бы последовательно са­дясь в снег назад - в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи сле­дует развернуть поперек склона. Руки раскинуть в стороны, кольца палок отбросить назад.

Рис. 30. Торможение падением: а - падение; б - вставание

Подняться после паде­ния можно несколькими способами: 1) сесть, по­догнуть ноги, опереться на палки и, держа лыжи на ребрах поперек склона, встать; 2) одной рукой взяться за рукоят­ки палок, другой - за палки у колец (лапок), оттолкнуться и встать; 3) лыжи расположить параллельно, оттолкнуться руками от склона и встать – рис. 30б.

Если при падении лыжи оказались перекрещены, необ­ходимо перевернуться на спину, поднять ноги вверх и при­вести лыжи в нормальное положение. Затем перевернуться на бок, расположить лыжи поперек склона и встать.

32 33 34 35 36 37 38 39 ..

Способы торможений на лыжах

Торможение при спусках - это вынужденная мера для снижения скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае появления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.
Торможение «плугом» (рис. 29) применяется на спусках различной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко - сильнейшие лыжники практически его не используют.
Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.
Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ - показ - объяснение), затем ученики выполняют имита-
цию движений в этом способе торможения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение «плуга») и выполняют пружинистые полуприседания. Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьники поочередно выполняют торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до конца спуска или до остановки.

Рис. 29. Торможение плугом

Овладев равномерным торможением, можно перейти к регулированию силы торможения путем разведения или сведения пяток лыж. Да-

Лее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориентирами, которые обозначают часть склона, проходимого без торможения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.
Затем школьники выполняют торможение уже по команде преподавателя.
Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У школьников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки: перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.

Рис. 30. Торможение плугом

Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга.
Торможение упором (рис. 30) чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением «полуплугом».
Ученики, хорошо освоившие торможение «плугом», обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно про-имитировать движения стоя на месте, приняв несколько

Раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении «плугом». В дальнейшем школьники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног). Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спорсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.
Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.
При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение - преднамеренное падение. Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко «завалившись») назад в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.
В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке - при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.