Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию Антонец Владимир Александрович

Отчего мячик скачет?

Отчего мячик скачет?

Мяч - одна из самых любимых игрушек человечества. Самые старые мячи найдены в Египте. Им примерно 4000 лет. Они были сделаны из дерева и не могли отскакивать от земли. Мячам американских индейцев около 3500 лет. Они выполнены из каучука, и именно эти игрушки могли отскакивать от твердой поверхности. И у египтян, и у индейцев игры часто носили ритуальный характер. Египтяне играли не за себя, а за представляемых командой богов. У индейцев проигравший приносился в жертву богам. Мяч с давних времен известен во множестве стран и везде имел сходное устройство - кожаная оболочка с упругим внутренним наполнением из тряпок, шерсти и т. п.

Надувной мяч изобрели древние греки. По-видимому, он не был прыгучим, но был легким. В Европу же упругие каучуковые мячи завез из Америки Христофор Колумб.

В начале XIX века был изобретен современный надувной резиновый мяч. Со временем он улучшался и специализировался для самых разнообразных игр - футбола, волейбола, баскетбола, тенниса.

Во всех этих играх очень важен отскок. От чего же зависит, каким он получится? Это очень сложный вопрос с точки зрения механики. Практика подтверждает это необыкновенно большим количеством мячей разного типа, технологий их изготовления, а также всевозможных конструкций покрытий. Поэтому можно дать лишь качественный ответ.

Отскок характеризуется длительностью времени и высотой. Например, по этим параметрам теннисные травяные, земляные корты, корты с твердым и ковровым покрытиями отличаются настолько, что ни у кого из игроков не получается одинаково хорошо играть на всех.

Чтобы отскок мяча был высоким, необходимо, чтобы мяч не отдавал энергию при ударе о поверхность поля. Для этого он должен быть менее упругим, чем покрытие, и достаточно тяжелым. При этом чем больше отношение массы мяча к его упругости и чем мягче покрытие, тем медленнее отскок.

Упругость надувного мяча в основном зависит не от свойств материала оболочки, а от величины давления воздуха внутри него. В футбольном мяче внутреннее давление составляет 1,6–1,7 атмосферы. Для этого мяч подкачивают насосом, а судьи перед игрой проверяют давление манометром. В теннисном мяче внутреннее давление составляет 1,0–1,2 атмосферы. Такое давление в нем создается за счет того, что при изготовлении внутрь помещают таблетки нитрита натрия и хлорида аммония. Когда заготовку нагревают для вулканизации резины, эти вещества разлагаются с выделением азота, и давление внутри мяча повышается.

Упругость мяча для настольного тенниса в основном определяется упругостью оболочки, а не давлением воздуха внутри. Такой шарик может плохо отскакивать от тонкого стола, так как будет возбуждать в нем колебания. По этой причине проектировщики очень внимательно относятся к конструкции стола.

Конечно, когда мы смотрим футбол или теннис, вовсе не думаем о том, как отскакивает мяч, а получаем удовольствие от хорошей игры. Правда, когда мяч отскакивает плохо, хорошей игры не получается.

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Копейка скачет, а рубль плачет Допустим, вы с товарищем или подругой отправились в магазин. Около какого-нибудь прилавка остановились, разглядывая заинтересовавшую вас вещь. Стоите и решаете: купить или не купить? К примеру, - это тостер. Вещь нужная, - раздумываете

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Отчего бывает жар? Первое, что делает врач или мама, когда вы чувствуете себя плохо, это измеряют температуру, узнавая, высокая ли она.Наше тело в среднем имеет температуру около 37 °C, когда мы здоровы. При болезни температура поднимается, и мы называем это жаром. Жар

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Музыка играет, штандарт скачет Из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809-1852). Слова почтмейстера, который рассказывает о прочитанном им письме (действ. 1, явл. 2): «Вот недавно один поручик пишет к приятелю и описал бал в самом игривом... очень, очень хорошо. «Жизнь моя, милый

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Штандарт скачет Из комедии «Ревизор» (1836) И. В. Гоголя (1809-1852). Местный почтмейстер вскрывает, развлечения ради, письма, проходящие через его руки. И одно из них, особо понравившееся ему послание некого поручика, он даже читает своим знакомым (действ. 1, явл. 2): «Жизнь моя,

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Отчего кровь свертывается? Нам нельзя терять кровь. Хотя здоровый человек без угрозы для жизни может потерять до одной трети крови, тем не менее непрерывная потеря крови или потеря крови, когда мы больны, могут быть очень опасными. Природа защитила нас от этой опасности,

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Отчего появляется перхоть? Медицина до сих пор еще не знает точного ответа на вопрос о причинах появления перхоти. Перхоть можно считать болезнью кожи головы, при которой на коже головы и в волосах появляются маленькие хлопья. Научное название этого явления - себорейная

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Отчего возникает паротит? Паротит - это инфекционная болезнь, при которой распухают слюнные железы. При этом в основном затрагиваются околоушные слюнные железы. Причина возникновения паротита - вирус, проникающий в эти железы. А распространяется эта болезнь почти

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора

Отчего бывает скарлатина? Скарлатина - это болезнь, которая поражает слизистые оболочки носа и горла и обычно сопровождается сыпью на коже. Это инфекционное заболевание вызывается бактерией, которая относится к группе стрептококков. Хотя это заболевание само по себе

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Отчего люди лысеют? (Спрашивает Мэт Халлидей, Туррамурра, Новый Южный Уэльс, Австралия)Облысение называется андрогенетической алопецией, поскольку оно обусловлено генетически. Дело в том, что облысение возникает, когда андроген приводит к уменьшению волосяных

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

Отчего бывают судороги? (Спрашивает Джим Кроссмен, Карлтон, Виктория, Австралия)Судорога – это непроизвольное сокращение мышцы, которое часто бывает довольно болезненным. Физиологи до сих пор не знают всех причин, вызывающих судороги, но некоторые из них можно назвать: 1)

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Моцарт. Отчего же он умер? Долгое время о причинах смерти великого композитора говорили, основываясь на записи в канцелярии Венского собора: «Вольфганг Амадеус Моцарт, императорский камеркомпозитор, 36 лет, умер от острой просовидной лихорадки». Однако в настоящее время

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Отчего светится море? Я помню, как возвращался однажды из Батуми в Одессу. Стояла теплая южная ночь, спать никому не хотелось. Мы сидели на палубе. Вдали приветливо светились огни кавказских берегов. Темное небо сияло множеством ярких звезд. Они как бы отражались в

Из книги автора

Отчего покраснел гусь В записях капитана одного парусного корабля, датированных началом прошлого века, рассказывается любопытная история…Парусник шел вблизи пустынных берегов Гренландии. Всюду лежал ослепительно белый снег, искрящийся в солнечных лучах.- Смотрите!..

Из книги автора

«Веселый мячик» Бросайте мяч об пол или об стену и ловите его руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!» Затем предложите малышу повторить ваши действия. Ничего страшного, если мяч несколько раз ударится об пол, прежде чем малыш его поймает.Более сложный вариант

Из книги автора

Отчего вымерли динозавры? 65 миллионов лет назад по неизвестной ученым причине исчезли многие виды растений, зверей и динозавров. Появились первые млекопитающие, их становилось все больше, вскоре они стали господствовать на Земле. Как найти «убийцу» динозавров?Изучдя

Из книги автора

Отчего бывает эхо? Наверное, вам не раз приходилось слышать собственный голос, который неожиданно откликается в ответ на ваш же крик, но уже откуда-то издалека. Возникает удивительное ощущение, как будто перекликаешься сам с собой.А еще вы, конечно, знаете легенду о

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области - детский сад «Светлячок»

ОКРУЖНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАННИКОВ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Я ПОЗНАЮ МИР»

СЕКЦИЯ «Окружающий мир» (физика)
«Почему прыгает мяч?»
Ширякина Екатерина Алексеевна,

воспитанница подготовительной

группы «Медвежата»

Научный руководитель: Савенкова Людмила Викторовна,

инструктор по физической культуре

первой квалификационной категории

Нефтегорск, 2016

ВВЕДЕНИЕ

На одном из занятий по физической культуре мы учились правильно вести мяч. Мне стало интересно, почему он прыгает. Инструктор по физической культуре, Людмила Викторовна предложила мне помочь в этом разобраться. Это и стало целью моего исследования. Я считаю свою работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук. Каждый человек должен иметь представление о физических явлениях и законах, с которыми непосредственно сталкивается в повседневной жизни с самого раннего детства.

Цель исследовательской работы: исследование свойств мячей и их возможности.

Задачи исследовательской работы:

1. изучить историю возникновения и преобразования мяча, его разновидности;

2. выяснить, что находится внутри мяча;

3. узнать в какие спортивные игры играют с мячом;

4. провести опыт, объясняющий, почему один мяч легко отталкивается от пола, а другой

почти не прыгает;

Гипотеза исследования:

Для того чтобы активно использовать упражнения с мячом в играх и на занятиях для развития глазомера, меткости, реакции, координации и скорости движений, необходимо познакомиться с

происхождением мяча, видами мячей, их свойствами, а также овладеть разнообразными

игровыми действиями с разными видами мячей.

Методы исследования:


  • Беседа с взрослыми

  • Поиск и изучение информации

  • Экскурсия

  • Опрос

  • Проведение опытов

  • Анализ полученных результатов

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В моем исследовании мама и папа помогли мне ответить на ряд вопросов.

Вот что мы узнали вместе с ними:


  • Первые мячи делали из кожи, глины, камня и травы.

  • Затем мячи изготавливали из дерева, кожи животных и набивали их соломой, мхом и семенами.

  • В России мячи плели из коры березы и ивы.

  • Первый резиновый (каучуковый) мяч появился в Америке.

  • Баскетбол «баскет» - корзина, «бол» - мяч.

  • Разнообразие мячей в современном мире.
Я спросила у Людмилы Викторовны, в какие игры играют с мячом? А она сказала, что как раз завтра мы идем в новый спортивный комплекс на настоящее соревнование по баскетболу «КЭС баскет», и ты сможешь увидеть сама. (фото 1)

Спросила у друзей в группе, какие игры с мячом они знают

И вот, что они ответили:


  • Футбол – ответил Еременко Антон (фото 2)

  • Регби – ответил Сапожников Вова (фото 3)

  • Волейбол – ответила Савина Ксюша (фото 4)

Фото 2 фото3


Я решила провести опыты

1. Что находится в мяче?

Сначала я нажала на мяч и почувствовала, что он не пустой в нем что – то есть. Тогда мы открыли клапан, и из мяча вышел воздух. Тем самым я выяснила, что в мяче находится воздух. (фото 5,6)

Фото 5 фото 6



2. Какой мяч лучше прыгает?

Я взяла 4 мяча - баскетбольный, футбольный, волейбольный и обычный мяч.

Баскетбольный и футбольный мячи были хорошо накачены.

Волейбольный немного приспущен, а обычный мяч совсем без воздуха.

Баскетбольный и футбольный мячи были упругими и очень хорошо прыгали. (фото 7,8)

Фото 7 фото 8

Спущенный мяч не прыгал совсем, а волейбольный прыгал, но для этого необходимо было прилагать много усилий. (фото 9,10)

Фото 9 фото10

Мне удалось раскрыть секрет прыгающих мячей, чем больше воздуха в них, тем лучше они прыгают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы провели опыт, который оказался наглядным и посильным для меня. Он оказался очень интересным и неожиданным. Я выяснила, что при ударе мяча об пол в нем сжимается воздух, а когда мяч подпрыгивает, воздух расширяется и с силой отталкивает мяч от пола.

Значит, знание законов физики находит применение не только в научных исследованиях, но и в игре с мячом.

Любовь Дубровская
Проект «Скачет, прыгает, играет, устали совсем не знает!»

Проект - исследовательско - творческий, краткосрочный. Работа над проектом осуществлялась через поисково-исследовательскую деятельность, которая была направлена на расширение творческого потенциала и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

Актуальность.

Обязательным условием полноценного развития ребенка дошкольника является игра . В настоящее время, к сожалению, дети огромное количество времени проводят за игрой в компьютер, заняты просмотром телевизора и очень мало времени уделяется «живым» , активным, действительно, детским играм , и особенно играм с мячом , в которых дети учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются их двигательные навыки. При всем изобилии различных технических средств, в которых наши дети разбираются иногда лучше нас, они как будто лишены детства и мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценность игр с мячом.

Играя в детском саду в мяч, ребятам очень понравилось то, как мяч ударяется о пол и снова возвращается в руки. Когда дети взяли тряпочные набивные мячи и стали играть ими , они были очень удивлены, почему резиновый мяч отпрыгивает , а тряпочный нет.

Цель : выяснить, почему мяч прыгает , повысить интерес к играм с мячом .

Задачи :

Расширить знания детей о мячах

Формировать у детей исследовательские навыки

Формировать знания о качестве и свойствах материала, из которого сделан объект на основе морфологической таблицы (МТ) и маленьких человечков (МЧ)

Развивать умение искать информацию в разных источниках

Развивать интерес к исследовательской деятельности, желание узнавать новое

Развивать желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности

Привлечь родителей к работе в проекте .

Гипотеза : Резиновый мяч наполнен воздухом и за счет определенного расположения МЧ он обладает таким качеством, как упругость и становится «прыгучим » . Если в мяче нет воздуха, и он сделан из другого материала, отскочить от поверхности он не сможет.

Этапы работы над проектом :

1 этап - подготовительный (1 неделя)

На подготовительном этапе донесла до родителей важность и значимость данной темы. Дети принесли из дома : стихи о мяче, иллюстрации с видами спорта, в которых используется мяч, иллюстрации с изображением разных видов мячей. Совместно с родителями оформили развивающий стенд «Разноцветный мячик по дорожке скачет , вместе с детьми изготовили наглядный иллюстрированный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением детей, играющих в мяч , подготовили ткань и резину для работы) Приложение 1.

Составила план мероприятий по реализации проекта .

Так как в основе проекта лежит исследовательский метод обучения, в котором ребенок выступает, как организатор и «ученый» , включила цикл занятий на основе методов ТРИЗ, отражающий изучение свойств резины и ее качеств.

2 этап – экспериментальный (1 неделя)

В начале практического этапа мы провели ряд занятий, первым из которых было «Знакомство с маленькими человечками (МЧ, твердого вещества.

Цель : дать представление о строении твердого вещества, заменить слово «молекулы» на словосочетание «маленькие человечки» ; познакомить с многообразием твердых веществ, выделить их свойства путем наблюдений и экспериментирования, научить работать с морфологической таблицей (МТ) .

Методы работы :

Эмпатия;

Эксперимент;

Морфологический анализ (МА) ;

Обследование

Оборудование, используемое на экспериментальном этапе :

Справочная таблица-схема

Таблица морфологического анализа

Карточки - символы

В результате дети усвоили, что во всех твердых веществах есть маленькие человечки (МЧ, но ведут они себя по - разному, в зависимости от материала, в котором они находятся. В дереве МЧ очень дружные и послушные. Они стоят рядом друг с другом, как солдаты в строю и образуют много рядов. Применяя метод эмпатии, дети превращались в МЧ и демонстрировали свойства твердого вещества. Приложение 2, фото 1.

Следующим шагом нашей работы было проведение эксперимента под названием «Упругая резина» .

Цель : на примере резины продолжать знакомить со свойствами твердых тел - упругостью.

Методы работы :

Эмпатия;

Моделирование;

Мозговой штурм.

Предварительная работа : игры с резиновыми игрушками, резиной разной толщины, игра с резиновым мячом «Горячая картошка» .

Приложение 2, фото 2.

По окончании работы дети самостоятельно пришли к выводу о том, что МЧ резины хоть и дружат между собой, но не хотят вставать в строй. Они изгибаются, закручиваются, как им нравится. Потянешь кусок резины - строй выпрямляется, отпустишь - снова скручивается. Вот почему резина такая упругая. С помощью движений дети изображают модель резины.

Приложение 2, фото 3.

Еще одним очень важным этапом нашей работы было сравнение свойств ткани и резины.

Методы работы :

Морфологический анализ;

Моделирование;

Обследование;

Цель : Показать, что свойства веществ зависят от их внутреннего строения. Учить обследовать вещество, делать выводы по результатам обследования. Показать, что резиновый мяч наполнен воздухом при помощи насоса, а тряпочный сшивается и внутри содержит ткань. Приложение 2, фото 4, 5

Оборудование : МТ, лоскутки ткани, МЧ твердого вещества, карточки-символы качества материалов, шаблоны для изготовления набивного мяча, игла, ножницы, образцы резины разной толщины. Дети при помощи взрослого проводят опыты. Моделирование МЧ.

Приложение 2, фото 6, 7, 8, 9, 10.

Так как в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, с огромным удовольствием дети включались в игры с мячом. Мы включили такие игры, как «Горячая картошка» , «Я знаю пять имен» , «Вышибалы» , «Собачки» .

Цель игр - обучение ловле мяча, развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции.

При выполнении движений в играх , дети постоянно вспоминали о МЧ, и как они себя ведут в данный момент.

Приложение 2, фото 11.

Еще одним ярким моментом нашей работы было развлечение, посвященное открытию Олимпиады, в которое мы включили игры и эстафеты, с разными видами мячей, для того, чтобы дети эмоционально зарядились положительной энергией, еще раз сравнили, как ведут себя мячи, сделанные из разных материалов.

Приложение 2, фото 12,13.

3 этап - итоговый (2 дня)

В результате нашей работы дети приобрели навыки исследовательской деятельности, с большим интересом включались в проведение опытов, очень понравилось моделирование и работа по МТ. Мы обобщили знания детей по данной теме, дали представление о разных видах мячей, узнали, в какой игре какой мяч применяется, познакомились с новыми играми . На протяжении всего проекта воспитывали потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях.

Итогом работы стал выпуск газеты ДОУ № 4 02.02.2014., на тему : «Мячик прыгает-резвится » , в которой мы отразили проделанную работу с детьми, родителями

Приложение 3.

Гипотеза наша подтвердилась. Ребята сделали вывод, что резиновый мяч наполнен воздухом и сделан из плотной резины, где МЧ могут изгибаться, закручиваться. Они не очень послушные и не держат строй, но могут возвращаться в исходное положение, за счет чего он прыгает и «скачет » и, если в нем нет воздуха он, останется неподвижным.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихи о мяче

Мяч (В. Берестов) .

Бьют его, а он не злится

Он поет и веселится

Потому что без битья

Нет для мячика житья.

Мячик (А. Барто) .

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плач :

Не утонет в речке мяч.

Мой веселый, звонкий мяч!

(С. Я. Маршак) .

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь ?

Желтый, красный, голубой

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал

Ты 15 раз подряд

Прыгал в угол и назад .

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот.

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо

Лопнул, хлопнул - вот и все.

Н. Радченко

Мой веселый мячик,

Прыгает и скачет :

Прыг- скок в уголок ,

А потом обратно

Вот как мы вечерок

Провели приятно!

Т. Прокушева

Разноцветный мячик

По дорожке скачет

Прыгает , не бьется

В руки не дается!

Г. Кузнец.

Скачет мячик прыг да скок

Скачет мячик на порог

Скачет 10 раз подряд

От ладошки и назад.

З. Горбовкая

Что такое, Что за шум?

Скачет мячик : бум-бум-бум!

Прыг- прыг- прыг и

Скок-скок-скок

Укатился под кусток.

И. Оленева

Мячик прыгает - резвится !

Как ему остановиться?

Только руки опустил

И мой мячик загрустил.

Вот хороший способ устроить так, чтобы дети вели себя раскованно и непринужденно, оставаясь при этом под контролем взрослых. Предложите детям пофантазировать, представив себя каким-либо неодушевленным предметом из тех, которые они видят перед собой. Начните, скажем, с резинки для волос: сначала потяните резинку, затем дайте ей принять прежнюю форму, сильно растяните, подкиньте в воздух и дайте ей упасть. Пусть дети попробуют повторить движения резинки.

Потом можно перейти к мячику, заводной игрушке, мотку веревки и т.д. Если, поиграв какое-то время, энергии у них не поубавилось, предложите им самим придумать, кем они еще хотели бы стать: ракетами, роботами, снежками, бенгальским огнем и т.д.

Смешная рожица

Чтобы подготовиться к этой игре, сначала вырежьте из фланели большой овал. Наклейте его на ватман или большой кусок плотной темной бумаги. Вокруг овала нарисуйте волосы и внизу прицепите галстук-бабочку. Потом вырежьте из разноцветной фланели глаза, нос, уши и рот. Если будет желание, можно вырезать еще брови, трубку и шляпу.

Прикрепите к стенке лист бумаги с овалом из фланели на уровне глаз ребенка. По очереди завязывайте детям глаза, и пусть они прицепляют какую-то одну из частей лица к овалу. Фланель должна держаться на фланели сама собой, но, если потребуется, вы можете использовать петельки из липучей ленты на обратной стороне «частей лица». Забавная рожица, которая будет получаться в результате этой процедуры, непременно вызовет много смеха.

Когда игра закончится, оставьте эту физиономию висеть на стенке. Возможно, кому-нибудь из детей захочется продолжить эксперимент.

Или ловить рывку 112

Попросите ребенка помочь вам подготовиться к этой игре. Ваш малыш может вырезать рыбок самой простой формы из разноцветной плотной бумаги. На каждой рыбке напишите какую-нибудь букву так, чтобы из разных букв на рыбках можно было бы составить одно или несколько простых слов. К каждой рыбке прицепите канцелярскую скрепку, а затем положите всех рыбок в ведро.

Теперь возьмите небольшой по длине прутик или подходящую палочку и прикрепите к одному концу веревочку с "аленьким магнитиком на конце. Пусть все дети по очереди половят рыбку, а вы проследите, смогут ли они составить слова из букв на пойманных рыбках.

Мыльные пузыри

Обычно детские забавы можно организовать из того, что есть под рукой. Но если вы заранее знаете, что вам предстоит развлекать группу детей, зайдите в магазин, где продается всякая-всячина, и купите специальную баночку для пускания мыльных пузырей. В одной такой баночке содержится настоящее волшебство - детский смех и счастье.

Как сберечь мыло

Возбужденный ребенок с полной банкой мыльной пены в руках может нечаянно выплеснуть ее. Откройте все баночки и отлейте из каждой половину жидкости в кувшинчик (или какой-то другой сосуд). Если баночка и опрокинулась, то не все потеряно, а, кроме того, когда дети закончат свое мыльное развлечение, вы сможете наполнить баночки впрок, для следующего раза.

Мыльные пузыри особенно хороши, если вам нужно занять детей разного возраста. Даже подростки получают от них удовольствие.

В зависимости от того, во что дуть, образуются пузыри самых разных размеров. Из пластмассовых соломинок, опущенных в мыльный раствор, вылетают совсем маленькие пузырики. Крышки пластмассовых баночек с дыркой посередине выдувают пузыри побольше. Если выбранный вами «инструмент» слишком велик для баночки с пеной, вылейте мыльный раствор в мисочку и туда же опустите ваш «инструмент», потом достаньте его щипцами, встряхните, и вы увидите, какие огромные и радужные у вас получатся пузыри.

Самодельное лото

Эта игра хороша для любой компании. Играя в нее - будь то два ребенка или десять - всем станет одинаково весело. Приготовьте заранее несколько карточек. На каждой карточке нарисуйте восемь или девять квадратиков и каждый из них впишите разные буквы (или цифры - от одного до девяти). Все карточки должны быть разными. Потом приготовьте много маленьких карточек с одной из букв или цифр, нанесенных в квадратики больших карточек.

Каждому игроку дайте восемь-девять пуговиц, крышек от бутылок, кусочков фольги или других маленьких предметов, чтобы он мог использовать их как фишки. Вы или кто-то из детей будете ведущим. Возьмите одну из маленьких карточек с буквой или цифрой (естественно, все они должны быть перемешаны и лежать лицевой стороной вниз) и назовите ее. Если хотите, можете поднять и показать ее детям. Если они найдут такую же букву или цифру на своей карточке с квадратиками, они положат на 113

этот квадратик пуговицу или что-либо другое, подобранное для этого. Ребенок, накрывший все квадратики, кричит «Победа!» - он выиграл.

Надувные мячи диаметром от 45 до 85 см известны под названиями медицин-бол, фитбол или резист-а-бол. Изначально этот мяч был придуман действительно для медицинских целей и с 50-х годов ХХ века широко применяется в лечебной физкультуре. Мяч позволяет нагружать мышцы, щадя суставы.

Именно поэтому в 80-е годы фитбол привлек внимание любознательных американских фитнес-тренеров. «Почему бы не попробовать худеть с помощью такого мяча?» Действительно, полным людям, особенно когда им больше 30 лет, часто именно суставы не позволяют заниматься обычной аэробикой. Так фитбол занял прочное место в фитнесе и стал отличной тренировкой для сброса лишнего веса. С ним занимаются и в фитнес-клубах, и дома под видеодиски, и самостоятельно.

Рабочая лошадка

На чем основан похудательный эффект упражнений на фитболе? В отличие от аэробики, бега или бассейна пульс на нем не поднимается очень высоко. Однако, даже просто сидя на мяче, мы вынуждены сохранять равновесие. А это – очень энергоемкая работа, хотя мы этого, как правило, не замечаем. На удержание равновесия работают не те мышцы, которые мы обычно тренируем упражнениями, а более глубокие, их стандартными упражнениями на полу или с гантелями вообще нельзя затронуть. Это так называемые внутренние мышцы корпуса, находящиеся в основном в глубине живота и поясницы. Именно они отвечают за эффект стройной талии.

Сами же упражнения на фитболе направлены в первую очередь на укрепление мышц живота, ягодиц, бедер и спины. Каждое из них сжигает больше калорий, чем если бы мы делали его без мяча. Таким образом, за час занятий на фитболе можно сжечь около 400 ккал, а за месяц регулярных упражнений (2-4 раза в неделю) похудеть на 2-3 кг! Кроме этого, как всякая физкультура, чудо-мячик тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает выносливость и координацию, улучшает состояние позвоночника. На нем также удобно и приятно растягиваться.

Можно и нельзя

Ограничений у фитбола крайне мало. Он не подойдет лишь тем, у кого есть проблемы с вестибулярным аппаратом, кто страдает заболеваниями мозжечка. Зато фитбол доступен и даже рекомендован людям старшего возраста, людям с очень большим весом, беременным, страдающим остеохондрозом и тем, у кого есть варикозное расширение вен, поврежден голеностопный или коленный сустав.

Чтобы прочувствовать на себе все плюсы фитбола, необходимо придерживаться простых правил.

Правильно выбирайте размер мяча! Для каждого роста – свой диаметр. Когда вы сидите на фитболе, ваши бедра должны быть примерно параллельны полу, а угол в колене – почти прямым (95-110°.) Если угол в коленях больше, вы не сможете эффективно упражняться. Если меньше – увеличится нагрузка на коленный и тазобедренный суставы.

Сидя на мяче, не сутультесь, не опускайте подбородок на грудь, держите плечи развернутыми.

Когда вы лежите на животе, опираетесь на руки и поднимаете ногу, не прогибайте поясницу – это чревато травмой. Не подавайте корпус вперед так, чтобы его вес перешел на руки, – это опасно для кистей и локтей. Пусть максимальная часть веса вашего тела опирается на мяч.

Во время всех упражнений старайтесь держать живот напряженным, не двигать корпусом из стороны в сторону. Это увеличит жиросжигающий эффект.

Выбирайте правильный мяч

Фитбол обойдется вам в 300-2000 рублей, их продают и в специализированных магазинах, и в гипермаркетах. Чем больше вы весите, тем на большую нагрузку должен быть рассчитан мяч! Дорогие модели выдерживают до 150 кг. Проверьте, чтобы выбранный вами мяч выдерживал больше вашего собственного веса. Хорошие мячи имеют также защиту от разрыва (такой мяч при повреждении не лопнет под вами, а медленно сдуется), что обозначается маркировкой ABS (Anti-Burst System) или BRQ (Burst Resistant Quality). Кстати, поврежденный мяч ремонтируется, как камера от велосипеда.

Чем жестче вы накачаете мяч, тем труднее будет удерживать на нем равновесие и тем больше калорий сгорит. Однако начинающим лучше не экспериментировать и знакомиться с мячом в более мягком состоянии. Обычно рекомендуют накачивать мяч так, чтобы при нажатии он прогибался на 2-3 см. Если вы не уверены в своей координации и чувстве равновесия, смело делайте его еще мягче, со временем освоитесь и подкачаете потуже.

Сдувать фитбол после каждой тренировки не рекомендуется, наоборот, мяч лучше сохраняется в надутом виде. Для усиления сгорания калорий советуем 2-3 раза в день использовать надутый мяч как сиденье. Просто сидите на нем 15-30 минут во время просмотра телевизора или за компьютером, необходимость удерживать равновесие ускорит обмен веществ и благотворно отразится на состоянии позвоночника.

От теории к практике

В заключение предлагаем вам несколько простых упражнений, которые помогут согнать лишний жир с живота и ягодиц. Выполняйте каждое упражнение по 30-60 раз 2-4 раза в неделю.

1. Лежа на фитболе на животе, обопритесь ногами о пол. Вытяните руки перед собой горизонтально как продолжение спины. Опустите корпус максимально вниз, стараясь коснуться руками пола (не опирайтесь на руки!). Поднимите корпус и руки в исходное положение.

2. Лежа на фитболе на животе, поставьте руки на пол. Не подавайте корпус на руки, старайтесь основной вес тела оставить на мяче. Выпрямите и напрягите ногу, медленно поднимайте ее пяткой вверх. Не вытягивайте носок! Опустите ногу чуть ниже горизонтали, не касаясь ею пола.

3. Исходное положение такое же. Поднимите ногу до горизонтали, выпрямите и напрягите. Отведите ее в сторону, согните, разогните и верните обратно. Делайте упражнение, не опуская ногу на пол.

4. Сядьте на мяч, спина прямая. Выпрямите ноги. Наклоняйтесь к ногам, поочередно стараясь коснуться носка руками. Если не получается, касайтесь руками колена или голени. Не округляйте спину!

5. Сядьте на мяч поглубже, руки вытяните перед собой. Опускайтесь назад, стараясь лечь на мяч, и возвращайтесь в исходное положение.

Важно

Ваш размерчик?

Диаметр мяча зависит от вашего роста.

>> Менее 155 cм – мяч 45 см

>> 155-166 см – мяч 55 см

>> 165-175 см – мяч 65 см

>> 175-185 – мяч 75 см

>> Больше 185 см – диаметр 85 см

Кстати

Гладкий или с рожками?

Не все фитболы имеют гладкую поверхность. Есть мячи с небольшими шипами, которые дополнят упражнения массажным эффектом. Такие мячи называют сенсорными или массажными. Неплохи против целлюлита, но шипы довольно жесткие и чувствительным особам могут не подойти.

Другой вид мячей обладает двумя ручками в виде рожек или скоб. Для похудения практической пользы не имеет, но и не мешает. А вот детям очень нравится прыгать на таком мяче, держась за ручки.

Личное мнение

Андрей Соколов:

– В Ленкоме (актером которого Андрей Соколов является. – Ред.) у нас есть замечательный спортзал, куда я стараюсь заглядывать регулярно три раза в неделю. Занимаюсь на снарядах, с грушей и т.д. Еще я очень люблю охоту, по лесу пробежишь километров десять – мало не покажется. Вот так и поддерживаю себя в форме.