Когда мы проезжали по Трасса Чита -Хабаровск в 2012 году. Уже тогда стало ясно, что дорога «попыла». Несмотря на то, что дорога была богато оформлена отбойниками, время от времени около труб проложенных через ручейки уже тогда начались проседания полотна, которые подбрасывали машины как на трамплине. Что же теперь творится на «президентской» трассе, которая действительно сильно упростила дорогу на Дальний Восток? Об этом статья из Газеты.Ru Алина Распопова. Комментарии к тексту мои.

Трасса Путина в Хабаровске напугала чиновников

Власти обнаружили, что участки новой федеральной трассы Чита – Хабаровск находятся в ужасном состоянии

Качество открытой четыре года назад федеральной трассы Чита – Хабаровск шокировало амурских чиновников. Оказалось, что движение по этому шоссе представляет реальную угрозу для жизни. Спустя несколько лет после эпохального автопробега Путина на желтой «Ладе Калине» дорога встречает автомобилистов бесчисленными ямами, просадками и венками у обочин.

Губернатора Амурской области Олега Кожемяко привело в ужас состояние отдельных участков федеральной трассы Чита – Хабаровск. Их качество он смог оценить в ходе многодневной поездки по северным районам области.

«При положенной скорости движения в 90 км/ч езда по такой дороге представляла угрозу для жизни. По ней нельзя ездить: яма на яме, просадка на просадке, - заявил Кожемяко на специальном совещании по итогам инспекции, прошедшем в среду. - Никакими современными травматологическими центрами вдоль трассы мы не закроем проблемы, которые есть на наших дорогах».

Особенно поразил губернатора участок автострады федерального значения Магдагачи – Талдан, который он назвал «издевательством над трассой».

Как отметил губернатор, «венки вдоль дороги говорили сами за себя».

В совещании приняли участие руководители областной прокуратуры, управления ГИБДД и областного минтранса. Также был приглашен начальник отдела сохранности дорог ФГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» Сергей Долгий.

«Если бы вы своевременно спрашивали с подрядных организаций и предъявляли к ним претензии по качеству дорог, за содержание которых они отвечают, этой ситуации можно было избежать, - обратился к Сергею Долгому как к представителю заказчика строительства трассы «Амур» Кожемяко. - Или вы сейчас принимаете меры, или мы совместно с региональной прокуратурой и ГИБДД будем вынуждены сами их принять».

Дорога на краю страны

Напомним, что строительство магистрали Чита – Хабаровск находилось под личным контролем Владимира Путина. Шоссе длиной более 2000 км проходит по территориям Забайкальского края, Амурской области, Еврейской АО и Хабаровского края и впервые за всю историю страны обеспечило сквозное круглогодичное автомобильное движение, связав дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог России.

Первым на испытание 2097 км еще недостроенной автострады в августе 2010 года выехал Владимир Путин, занимавший на тот момент пост премьер-министра РФ. Весь маршрут он преодолел на тогдашней новинке «АвтоВАЗа» Lada Kalina канареечного цвета.


Знаменитая Лада-Калина на трассе «Чита-Хабаровск» ©РИА «Новости»

«Между Читой и Хабаровском не было до сих пор автомобильной дороги. Наконец мы это сделали. Надо посмотреть», - отметил премьер перед поездкой.

После окончания пробега премьер признал, что около 500 км дороги подлежат капитальной реконструкции, а сама автострада «смотрится не как федеральная трасса, а как хорошая проселочная дорога, не более того». Кроме того, Путина возмутила «необустроенность трассы» - недостаточное количество придорожных кафе, кемпингов и отсутствие мобильной связи. Тем не менее спустя три месяца магистраль была официально открыта.

Между тем журналисты «Газеты.Ru» ранее дважды проехали по трассе Чита – Хабаровск: сразу после ее запуска и спустя три года. Одним из первых открытий стало полное отсутствие на автостраде сотрудников ГИБДД. После публикаций на эту тему Путин потребовал оборудовать трассу постами ДПС и пообещал снова проехать по ней, однако недавно от идеи отказался, сославшись на отсутствие времени.

Отсутствие полиции на трассе поразило нас в 12 году. Как будто . Секрет прост — никто не хочет стоять посреди тайги без особой надежды заработать деньги

Заброшенной дорогой Путина

Инфраструктуры на протяжении всей дороги практически нет. На первых 300 км встретились всего две кустарные бензоколонки. Водители заправляются здесь только в крайнем случае: бензин низкого качества и разбавлен то ли водой, то ли еще чем-то. Машины после такой заправки начинают задыхаться и глохнуть. Водители вставших здесь авто могут ждать помощи более суток.
Здесь нет связи, ГИБДД пока трассу не патрулирует. Мобильники не ловят практически на всем протяжении магистрали.
На тот момент около 1500 км трассы Чита – Хабаровск по качеству превосходили многие дороги в Центральной России. Однако в капитальном ремонте на «Амуре» уже тогда нуждалось более 600 км, некоторые из которых были построены всего несколько лет назад, но сейчас разбиты.

Трасса Чита – Хабаровск в 2013 году

Спустя почти три года после строительства на отрезке М58 в Забайкальском крае (от Читы) двухполосная извилистая дорога довольно ровная, без серьезных повреждений.
Есть даже отбойники на обочинах: проехав всю Россию от Мурманска до Владивостока, такое качество полотна вдали от богатых мегаполисов можно встретить нечасто.
Правда, сразу бросается в глаза, что машин на пустынном «Амуре», как и три года назад, практически нет. В отличие от 2010 года на всем протяжении магистрали вплоть до Хабаровска есть сотовая связь, а вот сотрудники ГИБДД, как и в 2010-м, за две с лишним тысячи километров не встретились ни разу.


К середине пути дорога постепенно начинает портиться, и тут становится понятной главная проблема, с которой сталкиваются водители. То ли проектировщики не учли климата, то ли материалы оказались не лучшего качества, но спустя несколько сот километров после Читы все чаще попадаются участки с просевшим грунтом, где асфальт идет волнами.
Неровности, как правило, отмечены соответствующим знаком, но указатели стоят далеко не везде, поэтому почти перед всеми такими участками легко можно заметить многочисленные тормозные следы.
Заправок на М58 (особенно на участке после Читы) практически нет: разрыв между ближайшими достигает нескольких сотен километров.
На обратном пути по пижонской привычке заправляться на приличных заправках проехали недостаточно привлекательную. Думали не доедем — между заправками тут легко может быть 200 км.

Цены на продукты и любые другие товары вдоль трассы заметно выше средних по стране. С общепитом на «Амуре» пока еще хуже, чем с заправками. Перекусить на пути от Читы к Хабаровску почти негде. Особняком стоит кафе «Хуторок» на 1274-м км магистрали, куда заезжал перекусить Владимир Путин во время своего автопробега.


Типичное кафе на трассе Чита-Хабаровск. Держат его обычно люди с Кавказа, которые явно готовы постоять за свой бизнес.

Чем ближе к Хабаровску, тем хуже становится дорожное полотно. Совсем плохой участок обнаруживается неподалеку от Благовещенска: асфальт здесь укладывали раньше, чем в других местах. На некоторых участках уже в начале марта вовсю идет ремонт. Дорога здесь превращается в настоящую полосу препятствий. Чтобы без проблем преодолеть неприятные грунтовые участки, длина которых порой достигает нескольких километров, скорость приходится сбрасывать до минимума.


Неровности на дороги — это пожалуй то, что запомнилось больше всего. Не забуду как перед нами машина прыгнула почти на метр!

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов объяснил «Газете.Ru», что появление проблемных участков на трассе связаны не с их неправильной эксплуатацией, а с нарушением водно-теплового режима.

«Там вечная мерзлота. После строительства дороги в отдельных случаях за счет нарушения растительного покрова и создания кюветов начинается процесс оттаивания этой мерзлоты, - объясняет Скворцов. - Отсюда идут просадки. Этот вопрос до конца не исследован. С аналогичными проблемами сталкиваются дорожники в Америке и Канаде, и они также до сих пор не нашли решения. Около года назад в «Росавтодоре» проходило совещание на эту тему, где я присутствовал и уже тогда стало понятно, что путей решения у них пока нет, как и специалистов, которые могут этим заниматься».

Видео о трассе М58 Чита-Хабаровск

Российское Географическое Общество и канал «Моя Планета» сняли фильм Трасса М-58 «Амур» Чита-Хабаровск из цикла Восточная Россия. Фильм рассказывает об истории его строительства, достопримечательности Нерчинска, о строительстве Бурейской ГЭС. В эпизодах снялся Путин на желтой Ладе Калине .

Трасса М-58 Чита-Хабаровск.
Материал подготовлен Александром ХВОРОВЫМ.

ДОРОГА НА ЗАПАД

Федера́льная автомоби́льная доро́га М58 «Аму́р» - автомобильная дорога федерального значения Чита - Хабаровск, строящаяся автомобильная магистраль, часть трассы Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Хабаровск - Владивосток, с подъездами к Благовещенску, портам Ванино и Находка. Обеспечивает сквозное круглогодичное движение между Москвой и Владивостоком.

Согласно планам, участок Чита-Хабаровск будет иметь ширину в 7 м, за сутки по нему будет проезжать до 3000 автомобилей со средней скоростью 100 км/час. Участок имеет протяженность около 2100 км.

Трасса является частью азиатского маршрута AH30 Чита - Хабаровск - Уссурийск.

Строительство дороги Чита–Хабаровск открыла дальневосточникам возможность на своих колесах выехать в Сибирь и даже добраться до западных регионов России.
Сегодня строительство этого важного народно-хозяйственного объекта - федеральной трассы М-58 («Амур») близко к завершению. Уже можно проехать по ней на всем протяжении. Выполнен колоссальный объем работ. Местами дорогу прорубали в непроходимой тайге, взрывали сопки и горы, отсыпали переходы через распадки и пади. Некоторые горные участки и сегодня еще расширяются до необходимого размера. Построен не один десяток мостов через ручьи и реки, сотни водопропускных труб. Сегодня большая часть дороги уже покрыта асфальтом, активно ведется асфальтирование на завершенных отсыпкой участках.
В целом готовая трасса производят благоприятное впечатление. Нет больших и крутых перепадов высот, резких закрытых поворотов. Покрытие ровное с четкой разметкой и отбойниками на опасных участках.


Хорошее впечатление оставляют пункты отдыха. Они большие по площади, оборудованы всем необходимым: эстакады, туалеты, столики с навесами и т.п. Площадки позволяют разместить на них несколько большегрузных длинномерных грузовиков. Эстакады, конечно, не рассчитаны на многотонные фуры дальнобойщиков, но легковую машину или микроавто-бус осмотреть можно и вовремя исправить или подтянуть что необходимо. Со многих площадок, выполненных на высотах, открываются прекрасные виды на дальневосточные пейзажи. Как недостаток следует отметить, что въезд-выезд на площадки сделан только один и длинномерам развернутся для выезда будет проблематично.
Горные участки оборудованы аварийными съездами, но не все еще закончены строительством. Возможно поэтому вызвали недоумение. Угол въезда на некоторые из них составляет чуть ли не 90 градусов относительно оси дороги, и трудно себе представить как в аварийной ситуации автомобиль, и тем более грузовая фура, сумеет вписаться в такой заезд. И еще один вопрос к проектировщикам и строителям дороги. На западе аварийные съезды делают, как правило, для машин, идущих в гору, а на нашей трассе - почему-то для тех, кто спускается. Но ведь общеизвестно, что наиболее опасна ситуация на горной дороге для тех кто идет на подъем, так как в случае отказа тормозов, двигателя или пробуксовки задним ходом двигаться значительно опаснее. Поэтому и в Правилах дорожного движения на горной дороге предусмотрено преимущество для транспортных средств, идущих на подъем. Для минимизации рисков для них же делают и аварийные заезды, где гасится скорость, и есть возможность отстоятся, подремонтироваться или дождаться улучшения погодных условий.


Большая часть дороги М-58 готова и позволяет спокойно, уверенно и, главное безопас-но, держать максимальную скорость. Но справедливости ради следует заметить, что некоторые участки сданные год-два назад уже требуют ремонта. Так в районе Лондоко дорожное полотно местами просело, и езда по трассе напоминает плавание по штормовому морю, при этом скорость можно держать не более 40-60 километров в час. На некоторых гребнях «волн» видны явные следы от ударов нижней частью автомобиля. Видимо не один картер двигателя пострадал на таких волнах и ухабах.
Отдельные участки, где новая трасса совпала со старой дорогой, требуют реконструкции. Так, например, в районе Шимановска на старую бетонную дорогу в свое время был уложен асфальт довольно тонким слоем. И сегодня он местами сошел, грузовики раздолбили и бетон, поэтому езда здесь требует осторожности и большого внимания. К счастью норма-тивное покрытие на этом участке уже начали восстанавливать.
Участки, где строительство продолжается, можно разделить по степени готовности на несколько видов. Есть практически готовая дорога, отсутствует только разметка и ограж-дающие конструкции. В дневное время она не представляет трудностей. Есть участки, где готова только одна полоса асфальтового покрытия и параллельно ей ведутся работы на второй полосе.




По таким участкам трудней двигаться скорей в дневное время, когда по одной полосе идут машины в противоположных направлениях и еще между ними должны проехать большегрузные автомобили, которые подвозят асфальт, грунт или другие материалы на строительство. Здесь спешить нет никакой возможности, и скорость определяется строителями дороги.




Есть на трассе «Амур» участки, где до асфальта дело еще не дошло. Это около 200 ки-лометров. Они представляют наибольший дискомфорт и опасность для автомобилей. На легковой машине по крупному гравию можно двигаться со скоростью не более 40 километров в час. Если же сверху отсыпан более мелкий гравий или отсев, да еще и укатан, то скорость можно и увеличить. При этом не следует забывать о возможности получить камень в лобовое стекло от встречной машины или пробить колесо на каком-то особо остром обломке гранита. В сухую погоду эти участки сильно пылят и требуют особого внимания, так как кроме встречного транспорта здесь может работать дорожная техника - экскаваторы, катки, грей-деры или самосвалы.
Самый протяженный строящейся участок на границе Амурской области и Забайкальского края достигает 40 километров, другие по 15–25 километров преобладают на западном крыле трассы. На восточном крыле участки поменьше - от 3 до 15 километров. Перечень таких участков по состоянию на 15 июля приведен в таблице (километраж ведется от Хабаровска ).
Участок (км) Ориентир | Состояние дороги
85–90 | Реконструкция, одна полоса
248–251 | Реконструкция, одна полоса
314–326 |Строительство, грунтовка
1141–1147 Перед п. Магдагачи|Строительство, грунтовка
1219–1234 Перед п. Ерофей Павлович |Ремонт
1254–1261 На границе Амурской обл. и Забайкальского края |Строительство, грунтовка
1314–1357 В Забайкальском крае |Строительство, грунтовка
1396–1602 За п. Могоча (три участка 5, 2 и 16 км) |Строительство, грунтовка
1642–1668 За р. Черная Речка |Строительство, грунтовка
1961–1977 Перед п. Нарын Талача |Строительство, грунтовка

Отправляющимся в поездку по новой трассе не следует забывать, что она обходит все населенные пункты, а придорожный сервис на ней пока еще не налажен как хотелось бы. Кафе и гостиницы встречаются редко, и, как правило, находятся в районе каких-нибудь поселений. Поэтому не лишним будет иметь запас продуктов и воды (хотя и горных речек встречается не мало), подумать заранее следует и о ночлеге на свежем воздухе. Полноценный обед в придорожном кафе обойдется в 150–200 рублей, меню в них без изысков, но позволяет сделать выбор и вкусно поесть.
Телефонная связь по трассе работает только вблизи крупных населенных пунктов. При этом чаще всего определяются сети Мегафона, МТС или местных операторов, реже Билайна.
Посты ДПС и патрули встречаются на трассе еще реже, чем кафе и гостиницы. Наибольшая вероятность встречи вблизи населенных пунктов. Особенно добросовестно несут службу сотрудники ГИБДД в районе Новобурейска.
Большегрузные автомобили дальнобойщиков встречаются на трассе со всех регионов России, начиная от Забайкальского края и Бурятии и заканчивая центральными областями и даже Калининградской областью. Не редко можно встретить дальневосточников двигаю-щихся в обоих направлениях: приморцев, хабаровчан, сахалинцев, магаданцев и путешественников с Камчатки и Якутии.
Перегонщиков сегодня стало заметно меньше. Люди хотят получить заветную иномар-ку в товарном виде и поэтому предпочитают пользоваться услугами автовозов, которые мо-гут взять на борт до 10–12 легковых машин. Импортные же грузовики едут своим ходом, при этом не порожняком, а с теми же легковыми или малолитражными грузовиками в кузове. Получается так называемая «матрешка».
Уже несколько лет подряд наши средства массовой информации объявляли о полной готовности трассы «Амур», торжественно открывали ее многие высшие чиновники. Поверив этим заявлениям, дорогу сегодня пытаются преодолеть не только россияне, но и зарубежные гости.
Заморские большегрузные машины можно отличить от российских грузоперевозчиков только по номерам машин, сама же техника сегодня интернациональна. А туристы из-за рубежа путешествуют по нашей стране, как правило, на кемперах (домах на колесах) или специально переделанных и оборудованных всем необходимым грузовичках или внедорожниках.
Сегодня в моду все больше входят GPS-навигаторы. Но на трассе они практически не нужны, заблудиться на ней невозможно. На всем ее протяжении, иногда даже на строящихся еще участках оборудованы указатели в строгом соответствии с требованиями правил дорож-ного движения и соответствующими ГОСТами. А вот если вздумается заехать в город, то без навигатора с загруженной картой там можно вполне заблудиться. Но трасса позволяет объе-хать и крупные населенные пункты. В Чите дорога смыкается с

Федеральная трасса М-58 Чита - Хабаровск соединила Дальний Восток и Западные регионы нашей страны. Теперь автомагистраль М58 является частью огромного, самого длинного маршрута в мире - Санкт-Петербург - Москва - Владивосток. Значение трассы М-58 «Амур» трудно переоценить для нашего государства.

До строительства этого маршрута, только Западно-Сибирская железная дорога и недавно открытая Байкало-Амурская железнодорожная магистраль соединяли центр России с этим регионом. Теперь же любой житель Дальнего Востока сможет на своих колесах добраться до Западных границ России. Кроме того, трасса М58 «Амур» входит в состав азиатского маршрута АН 30.

Свою историю автомагистраль М-58 начала еще в начале 20 века и только революция 1917 года помешала построить дорогу до конца. Она и сейчас часто называется - Старый Московский тракт.

Общая протяженность трассы составляет примерно 2165 км. Она связывает между собой Забайкальский край, Амурскую область, Хабаровский край и Еврейскую автономную область.

Трасса М58 проходит в условиях равнинной, лесистой и горно-лесистой местности.

Покрытие дороги асфальтобетонное, ширина дорожного полотна 7 метров.

Температурный режим неоднородный. Климат меняется от сухого, резко-континентального до влажного, умеренно-континентального. На всем протяжении трассы возможны большие перепады температур от - 40 в зимнее время, до +40 летом.

По ходу трассы есть подъезды к городу Благовещенск и порту Ванино.

Поскольку трасса М58 «Амур» новая, то она обходит стороной многие населенные пункты, поэтому кафе и гостиницы встречаются на пути не часто. Посты ДПС и засады гаишников встречаются еще реже.

Особенность новой трассы заключается в том, что ее очень долго строили и если новые участки не оставляют нареканий, то отрезки которым несколько лет уже деформированы грузовыми машинами. Например, в районе Лондоко (1840 - 1922 км трассы М58) дорожное полотно просело, и езда напоминает качание на морских волнах. Скорость на этом участке не более 60 км/час. А в районе Шиманска маленький асфальтный слой разбили большегрузные автомобили.

В целом трасса М-58 «Амур» оставляет благоприятное впечатление. Особенно радуют большие, оборудованные пункты отдыха, где есть эстакады, туалеты и столики с навесами. Кроме того, прекрасный вид, открывающийся со смотровых площадок, позволяет в полной мере насладиться дальневосточными пейзажами.

Полезные материалы:

Общая информация
  • Регионы: Забайкальский край, Амурская область, Еврейская АО, Хабаровский край
  • Управление: Росавтодор
  • Протяженность: 2100 км
  • Начало: Чита
  • Конец: Хабаровск
M58
Магистральная федеральная автомобильная дорога М58 - «Амур» пролегает на территориях: Амурской области, Забайкальского и Хабаровского краев и Еврейской автономной области. Часть трассы входит в состав Азиатского маршрута АН30. Имеются подъезды к городу Благовещенску и портам Находка и Ванино. Трасса обеспечивает сквозное круглогодичное движение между Москвой и Владивостоком.
Начало дороги находится у восточной черты города Чита, конечная граница её - левый берег реки Амур.

Длина трассы М58 составляет 2097 километров, ширина земляного полотна – 12 метров, проезжей части – 7 метров с двумя полосами движения. Покрытие дороги - асфальт облегченного усовершенствованного вида. Трасса М58 пересекает крупные реки: Бурею, Зею, Амур. Населенные пункты на дороге и вблизи её: Благовещенск, Биробиджан, Чита, Невер, Свободный, Архара. С октября 2011 года по всей автотрассе работает мобильная связь операторов: МТС, Билайн, Мегафон.

Автодорога М58 построена в сложных природных условиях с частой сменой климатических зон, здесь горные районы, леса и степи. Трасса загружена слабо, основной автотранспорт на дороге - большегрузные машины.

На трассе расположены автозаправочные станции, посты ДПС, пункты общественного питания и медицинской помощи, а также небольшие гостиницы – мотели. Главные достопримечательности трассы это панорамные виды окружающей местности и конечно населенные пункты, такие как город, Благовещенск, основанный в 1856 году. Строительство автомобильной дороги «Амур» велось с 1978 года, и было окончено в сентябре 2010 года. В ознаменовании этого события в городе Хабаровске был установлен памятный знак «Нулевой километр Федеральной автомобильной дороги „Чита - Хабаровск“».

Федеральная автомобильная дорога М58 «Амур» - автомобильная дорога федерального значения Чита — Хабаровск.

Чита — Невер — Свободный — Архара — Биробиджан — Хабаровск. Трасса является частью азиатского маршрута AH30 Чита — Хабаровск — Уссурийск.

Техническая категория — III;
Ширина проезжей части — 7 м;
Ширина земляного полотна — 12 м;
Расчетная интенсивность движения — 3 000 автомобилей в сутки;
Расчетная скорость движения — 100 км/час;
Протяженность — 2 165 км;
Количество полос движения — две;
Тип покрытия — усовершенствованный облегченный.

Связывает между собой Забайкальский край, Амурскую область, Хабаровский край и Еврейскую автономную область.

По ходу трассы есть подъезды к городу Благовещенск и порту Ванино.

Особенность новой трассы заключается в том, что ее очень долго строили и если новые участки не оставляют нареканий, то отрезки которым несколько лет уже деформированы грузовыми машинами. Например, в районе Лондоко (1840 - 1922 км трассы М58) дорожное полотно просело, и езда напоминает качание на морских волнах. Скорость на этом участке не более 60 км/час. А в районе Шиманска маленький асфальтный слой разбили большегрузные автомобили.

О завершении строительства трассы было официально объявлено в сентябре 2010 года. В ознаменование завершения строительства автодороги в Хабаровске на площади Ленина 24 сентября 2010 года был установлен памятный знак «Нулевой километр Федеральной автомобильной дороги „Чита — Хабаровск“».

Премьер Владимир Путин провел совещание по вопросу обустройства автомобильной дороги Чита - Хабаровск, на котором потребовал оборудовать трассу "Амур" постами ДПС в течение года и пообещал рассмотреть вопрос об увеличении штата работников ГАИ, обслуживающих магистраль.

Маршрут

Начало

0 км Чита
294 км Чернышевск
586 км Могоча
753 км Ерофей Павлович
919 км Сковородино
1477 км Белогорск
1852 км Биракан
1957 км Биробиджан
2165 км Хабаровск