В главной гоночной серии творится что-то непонятное.

Американская компания больше года назад купила «Ф-1» за немалую сумму в 8,4 миллиарда долларов, желая развить огромный нереализованный маркетинговый и коммерческий потенциал серии. Пришедшая на смену Берни Экклстоуну команда заявила о намерениях привнести «свежий взгляд» в автоспорт - то есть больше не выколачивать завышенные взносы из промоутеров Гран-при и заняться продвижением в интернете и на неосвоенном американском рынке.

Прежде всего новые владельцы (которых по прошествии года можно перестать называть «новыми») обещали не американизировать гонки, а улучшать существующую систему: привлечь новым регламентом больше автопроизводителей, вернуть в календарь культовые автодромы и поработать над зрелищностью. На словах Чейз Кэри, Шон Братчес и Росс Браун хотели выглядеть настоящими спасителями Гран-при, внушая всем причастным веру в светлое будущее.

Американцы сдержали некоторые обещания

На первых порах действия нового руководства радовали и болельщиков, и участников чемпионата. Соцсети «Формулы-1» в самом деле ожили, быстро захватив лидерство по росту среди всех гоночных серий (например, число подписчиков на YouTube выросло с 250 до 876 тысяч человек). Появились слухи о запуске собственной стриминговой платформы наподобие «Нетфликс» с таймингом, большим количеством альтернативных камер и звуковых дорожек, но про телекартинку тоже не забыли и немного проапгрейдили графику. Для молодой интернет-аудитории даже учредили специальный онлайн-турнир с официальным титулом чемпиона мира на кону, а для посетителей Гран-при приоткрыли паддок и увеличили число внегоночных активностей.

Помимо ублажения существующих фанатов, администрация занялась и привлечением новой аудитории: например, «Ф-1» постаралась завоевать американский рынок популярным среди местных , презентовала в Лондоне шоу F1 Live и даже вернула Гран-при Франции на трассе «Поль-Рикар».

Конечно, не все инициативы понравились традиционным европейским болельщикам (как раз знакомство с пилотами на Гран-при США показалось им не подходящим духу «Ф-1»), но публика хотя бы понимала их смысл.

Американцы приняли ряд странных решений

После полугода относительно успешной работы по увеличению аудитории руководство серии ударилось в странности. Сперва «Формула-1» подверглась острой критике фанатов и гонщиков за слишком радикальную смену логотипа, переходящую в настоящий тотальный рестайлинг, а потом вызвала еще больше негодования на грид-кидс по примеру «Формулы Е» и футбола.

Вне зависимости от личного отношения к переменам трудно признать их своевременность: не девушки на стартовой решетке и не логотип из 90-х мешали серии развиваться. В то же время за реальные проблемы словно никто и не брался всерьез: например, команда Брауна вяло выкатила первый черновой проект регламента двигателей на 2021 год и сразу же отступила после первой же волны серьезного сопротивления со стороны заводских коллективов. Однако если «Феррари», «Мерседес», «Рено» и даже «Макларен» время от времени высказывают хотя бы пространные угрозы или советы в адрес Liberty Media, то американцы просто затихли, не подавая через прессу никаких признаков готовности к обсуждению конфликтной ситуации.

В таких условиях почти невозможно привлечь новых автопроизводителей: даже пришедшие «Астон Мартин» с «Альфа Ромео» стали лишь спонсорами существующих команд, по сути просто выкупив права на название и «шильдик» на носовом обтекателе «Ред Булла» и «Заубера» соответственно. Причем деятельность владельцев никак не помогла заключению этих сделок – они случились по собственной инициативе компаний скорее вопреки неоднозначной ситуации в серии.

С культовыми автодромами тоже возникла неувязка: после объявлении о возвращении Гран-при Франции представители одной из самых историчных трасс календаря – «Сильверстоуна» – объявили о досрочном разрыве контракта на проведение заезда «Формулы-1». Таким образом Гран-при Великобритании рискует остаться без трека после 2019 года, что вызвало ярое недовольство болельщиков - как и потеря Гран-при Малайзии. Азиатская ситуация даже хуже, ведь у Кэри с Братчесом нет двух лет на переговоры: последний заезд на крутом автодроме в Сепанге официально состоялся в 2017 году, и в ближайшее десятилетие местные промоутеры не собираются возвращать гонку «Ф-1».

В результате спустя год после сеанса масштабных обещаний произошли лишь минимальные косметические изменения - причем большая часть из них лишь снизила фанатскую лояльность. Складывается впечатление, будто американцы вместо работы над реальными проблемами занимаются обычной «перестановкой мебели», имитируя бурную деятельность для отчетов перед инвесторами.

Финансовые показатели «Формулы-1» снижаются

В начале февраля Liberty Media ожидаемо оповестила акционеров об уменьшении доходов на один процент (или 13 миллионов фунтов). Дело не совсем в неудачных решениях: американская компания изначально заявляла о готовности к расходам, долговременным инвестициям и снижению давления на промоутеров и телеканалы. К тому же, серия открыла новый офис в Лондоне и подписала немало высокооплачиваемых сотрудников (например, «спортивное подразделение», созданное Россом Брауном для разработки нового регламента, раньше отсутствовало в структуре управления «Ф-1»).

Более того, нынешнюю динамику нельзя считать показательной: предыдущее десятилетие неустанного роста под управлением Экклстоуна критикуют и организаторы гонок, и частные команды. Берни работал на инвестиционный фонд, требовавший финансовых результатов, и потому выжимал из бизнеса все соки, не заботясь о прибыльности партнеров и долговременности сотрудничества. Именно против подобного подхода и выступили американцы после приобретения «Формулы-1», так что смена стиля управления закономерно вызвала снижение доходов, ранее повышавшихся любой ценой.

Однако сами участники чемпионата мира все равно обеспокоены: хоть полный результат финансового года опубликуют только к первому марта, английская газета Independent уже спрогнозировала очередное грядущее уменьшение размера призовых на 5,9 процента. Оно станет вторым в эру правления Кэри-Братчеса после урезания выплат на 13 процентов по результатам 2016 года (завершившегося, кстати, увеличением доходов). Конечно, крупные заводские команды переживут трудную ситуацию, но вот у частников с низким бюджетом вроде «Форс-Индии» могут возникнуть реальные проблемы с конкурентоспособностью на треке. На ситуацию уже отреагировал «Уильямс», недавно выбравший обоих гонщиков с ощутимой финансовой поддержкой - «бело-синие» просто пытались компенсировать потери бюджета и сохранить соревновательный уровень.

Совокупность новостей вызвала падение стоимости акций «Ф-1» на бирже NASDAQ: по сравнению с летом 2017 года инвесторы потеряли 525 миллионов долларов. Безусловно, настроения рынка ценных бумаг довольно просто меняется несколькими позитивными решениями, но сам по себе факт довольно показателен: волки с Уолл-Стрит не особо верят в нынешнюю стратегию владельцев гонок.

Путь развития «Формулы-1» неясен

Пока глобальные проблемы серии остаются нерешенными, Чейз Кэри авторитетно уверяет мир в отличном положении дел и подчеркивает, что, например, «Формула Е» им не конкурент, а всего лишь уличное шоу». Вот только руководство «Ф-1» фактически копирует подход электрогонок, нацеливаясь на проникновение в крупные города (место проведения всех Электропри), учреждая официальный онлайн-турнир и заменяя грид-герлз на детей (обе инициативы существует в «Ф Е» больше года), а также разрабатывая похожую графику для телетрансляций (только еще более геймерскую и кислотную).

В остальном же «свежий подход» принес исключительно веселые видосы в официальных соцсетях «Ф-1» – но их недостаточно для поддержания оптимистичного настроя публики. Зрители постепенно заряжаются отборным скептицизмом по отношению к обещаниям команды Кэри-Братчеса, делая миссию по завоеванию новой аудитории абсолютно невыполнимой. Да, ситуацию еще можно переломить - но тогда владельцам «Формулы-1» стоит больше не затягивать с положительными действиями.

Каждый год Ф-1 меняет свой облик, будь то полное изменение технического регламента или же небольшие поправки, которых обычный зритель может и не заметить. Но в последние несколько недель произошли события, возмутившие преданных поклонников королевы автоспорта, если она такой все еще является.

Феминистки против грид-герлз

Новость о том, что «Формула-1» остается без прекрасной половины человечества на стартовой решетке, аудитория приняла как неудачную шутку, но, как оказалось, компания Liberty Media не шутит. Как заявил коммерческий директор чемпионата Шон Братчес, эта традиция не соответствовала современным социальным нормам.

«За последний год мы рассмотрели ряд вопросов, которые, по нашему мнению, нуждались в обновлении, чтобы лучше соответствовать этому великому спорту.

Практика приглашения грид-герлз была в «Формуле-1» несколько десятков лет. Но мы считаем, что данный факт не соответствует нашему видению бренда, а также противоречит современным социальным нормам. Мы не считаем, что подобная практика актуальна для «Формулы-1» и ее болельщиков по всему миру», – заключил Братчес.

Такое заявление со стороны компании из США неудивительно – в Новом Свете активно продвигают толерантность во всех ее проявлениях абсолютно ко всему, иногда доходящую до абсурда. Для многих борьба за равные права обоих полов не сама цель, а способ хорошо заработать. Многие компании выделяют большие суммы на различные законы, чем и пользуются желающие набить карман.

Стартовая решетка «Формулы-1» была одной из последних площадок, где присутствовали грид-герлз. Чемпионат на выносливость WEC отказался от девушек в 2015 году. Теперь же грид-герлз остались лишь в MotoGP. В 2015 году в рамках Гран-при Монако организаторы выставили грид-бойз, за что были раскритикованы как фанатами, так и пилотами.

«Почему я, подъезжая на стартовую решетку, должен смотреть на какого-нибудь Дейва или Джорджа?» – негодовал четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель.

Самое странное в этой ситуации то, что никто не спросил мнения самих девушек, которым нравилась эта работа. По мнению многих грид-герлз, руководство пошло на поводу у феминисток.

«Из-за этих феминисток мы потеряли работу! Я работала грид-герл целых восемь лет и ни разу за это время не чувствовала себя ущемленной в правах, – написала британская модель Лорен Жаде в «Твиттере».– Я люблю свою работу, и если бы не хотела, то не занималась бы этим. Никто нас не заставляет. Это наш выбор!».

«То, что было неизбежным, произошло, – написала Ребекка Купер. – Смешно, что те, кто будто бы борются за права женщин, говорят, что можно делать, а что нельзя, и мешают нам заниматься работой, которую мы любим и которой гордимся».

«Именно благодаря работе грид- герлз я открыла для себя мир, побывала на разных мероприятиях и завела знакомства, – рассказала Шауна Таблот. – Так я встретила своего жениха и теперь держу табличку с номером своего любимого человека».

Позже руководство серии заявило, что работу грид-герлз будут выполнять дети – грид-кидс. Это произойдет в новом сезоне в рамках совместной работы с Международной федерацией автоспорта (ФИА). Дети будут выбираться из местных автоспортивных клубов согласно их достижениям или с помощью лотереи из числа тех, кто выступает в картинге или младших «Формулах». Что из этого выйдет, увидим уже 25 марта в Мельбурне (Австралия)

Традиционный внешний вид

Последние несколько лет руководство ФИА во главе с Жаном Тодтом пыталось «продвинуть» в «Формулу-1» идею о необходимости введения обязательной защиты головы – «гало». В середине 2016 года новая система была отложена для дальнейших доработок, и самое главное – для улучшения внешнего вида. Но с тех пор ничего не поменялось, и защита выглядит такой же страшной, как и несколько лет назад.

Так почему же поклонники были против «гало»? Во-первых, это противоречит духу «Формулы-1», которого с каждым годом остается все меньше. Традиционно внешний вид болидов был именно с открытыми кокпитом, и никто не пытался менять его. Во-вторых, признаем, что «гало» выглядит чужеродно на болидах . Все попытки ФИА улучшить внешний вид системы обернулись провалом, и они махнули рукой и вводят ее без изменений. В-третьих, это еще один удар по инженерам команд. В полном сборе новая система защиты весит целых 10 килограммов – в мире «Формулы-1» это непозволительно много. В связи с этим в 2019 году будет введен лимит веса для пилотов, а это значит, что пилоты должны будут сбрасывать еще несколько «лишних» кило.

«Что же мне, получается, кости теперь удалять? Я и так вешу меньше нормы, и если бы была возможность, с удовольствием набрал бы несколько килограммов. Но есть кое-какие предложения, которые сейчас в работе, и они должны помочь решить эту проблему».

В этом году моя машина и так была фактически на пределе по весу, – сказал пилот Haas Ромен Грожан. – А Halo в действительности очень тяжелая, так что можно ждать сложностей».

«Это самая уродливая вещь, которая когда-либо устанавливалась на машине «Формулы 1», – заявил исполнительный директор Mercedes F1 Тото Вольфф. – Я бы предпочел от нее отказаться, но нужно что- то сделать, чтобы повысить безопасность. Именно по этой причине нельзя убрать ее».

Прощай, Малайзия. С возвращением, Франция

Пресс-служба чемпионата заявила, что малазийский этап не войдет в календарь 2018 года. Трасса «Сепанг» принимала Гран-при Малайзии с 1999 года. За 19 лет истории трасса подарила немало ярких воспоминаний поклонникам, а гонка 2001 года стала одной из лучших в новом веке. Причиной отказа от проведения дальнейших гонок стала дороговизна из-за кабального контракта, который был подписан еще при Берни Экклстоуне. Будем надеяться, что через несколько лет азиатский этап вновь порадует пилотов.

Но фанатов в этом году ждет Гран-при Франции, который пройдет на трассе «Поль Рикар» близ Ле-Кастеллы. В последний раз страна принимала «Формулу-1» в 2008 году на трассе «Маньи-Кур». Сейчас же идеальное время для возвращения на родину Жака Ива Кусто. Совсем недавно вернулась заводская команда «Рено», а в пелотоне целых три француза: Ромен Грожан, Эстебан Окон, Пьер Гасли.

Молодые таланты

Если вы следите не только за пилотами из первой пятерки, то должны знать, что Ф-1 остается без Паскаля Верляйна. Если нет, то кратная информация о молодом таланте. В 2016 году немец дебютировал в составе Manor. В сезоне 2015 года за день до своего 21-летия пилот завоевал титул чемпиона в DTM в составе «Мерседеса». С поддержки заводской команды он провел успешный дебют, хорошо зарекомендовав себя топ-коллективам.

В прошлом году пилот защищал честь «Заубер», но травма ребер и неконкурентность машины не дали ему в полной мере проявить себя. На место Верляйна швейцарская команда предпочла протеже «Феррари» Шарля Леклера, а Маркус Эрикссон сумел остаться благодаря деньгам влиятельных спонсоров. Единственным решением для Верляйна стал переход в DTM , а 7 февраля об этом сообщили официально. Да, Паскаль нашел себе место в новом сезоне, но в 2019 году «Мерседес» свернет программу в DTM и пилоту придется вновь искать новый кокпит. Будет крайне обидно, если талант такого уровня пропадет в младших сериях, так и не показав себя.

Новое лого против старого

В конце ноября прошлого года в рамках Гран-при Абу-Даби был представлен новый логотип серии . Миллионам зрителям нравилось старое лого, но руководство LM решило, что оно устарело и потеряло свою актуальность.

Коммерческий директор Ф-1 Шон Братчес заявил, что причиной замены логотипа стало то, что дизайн старого не подходил для современных цифровых платформ.

«Множество брендов, особенно в наши дни, пытаются упростить свои логотипы, чтобы войти в цифровое пространство, – сказал Братчес журналистам. – Взгляните на Starbucks или Coca-Cola. Мы чувствовали, что нам нужно было пойти дальше и все изменить, чтобы двинуться вперед».

Стоит отметить, что сам Братчес проработал 27 лет на американского телегиганта ESPN. Брендинг канала также был проведен агентством Wieden+Kennedy London, ответственным за новый дизайн Ф-1.

Глава отдела маркетинга «Формулы-1» Элли Норман подтвердила ориентацию на новый для себя рынок. «Логотип вдохновлен двумя сражающимися машинами, вылетающими из поворота к финишной черте. Он невероятно простой и смелый и предоставляет нам больше гибкости и универсальности для работы с цифровыми платформами и мобильной средой».

Недавно скандал вокруг логотипа разгорелся с новой силой – авторов уличили в плагиате. Лого похоже на товарный знак Futuro, который был зарегистрирован четырьмя месяцами ранее. Хоть направления двух компаний разные, но похожий логотип стирает границы. Пока нет информации, почему логотип стоимостью 2 миллиона долларов так похож на другой.

«Компания 3M, которая владеет Futuro и Ф-1, может заключить соглашение о сосуществовании брендов, включающее денежный платеж, но это на самом деле бывает относительно редко. Чаще стороны просто соглашаются с условиями использования логотипа, определяя, где он может быть задействован, а где – нет», – заявил сотрудник юридической фирмы Гай Уилмот.

На этом плохие новости для «королевских гонок» заканчиваются, но, похоже, временно. А обычным зрителям лишь придется ждать нового сезона, который уже не за горами.

58 - Внутреняя страница новости

Автономная некоммерческая организация "Росгонки" официально получила права на организацию российского этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" в Сочи.

14:29 13.02.2018

Автономная некоммерческая организация "Росгонки" официально получила права на организацию российского этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" в Сочи. Об этом ТАСС заявил исполнительный директор "Формулы-1" Чейз Кэри.

АНО "Росгонки" была зарегистрирована в РФ в 2017 году. Ее задача - заниматься организацией и проведением Гран-при России. В стартовом составе учредителей присутствует прошлый держатель прав на проведение этапа и компания - владелец "Сочи Автодрома" - НАО "Центр Омега", банк ВТБ - титульный спонсор Гран-при, а также Российская автомобильная федерация как общественная организация, отвечающая за развитие автоспорта в России; планируется, что состав учредителей в дальнейшем расширится за счет компаний - спонсоров российского этапа и "Сочи Автодрома".

"Росгонки" официально получила права на организацию Гран-при России, - сказал Кэри. - Мы воодушевлены этим событием. Уверен, у нас будет тесное и плодотворное сотрудничество. Это позволит реализовать многие амбициозные цели в Сочи".

Облачно. Сухо. Воздух +30С, трасса +45…43С

Результаты квалификации – лишь один из факторов успеха в Сепанге – в восемнадцати Гран При, прошедших на малайзийской трассе, ровно в половине побеждали обладатели поула – высокая вероятность осадков и проблемы с надёжностью машин при жаркой и влажной погоде не раз сказывались на результатах этапа.

В 2017-м погода тоже стала одним из участников уик-энда. В пятницу первая тренировка была сокращена из-за сильного дождя, а когда выезд с пит-лейн открыли, на мокрой трассе доминировали гонщики Red Bull Racing.

Вторую тренировку пришлось завершить досрочно – Роман Грожан пробил колесо о сломавшуюся решетку дренажного люка, так что представителям FIA и службам автодрома пришлось всё дважды проверить. На сухой трассе преимущество имели пилоты Ferrari – днём в пятницу протокол возглавил Феттель, а утром в субботу – Райкконен.

В конце субботней тренировки на машине Феттеля возникли проблемы с электрикой, из-за которых пришлось заменить двигатель на один уик-энд раньше, чем планировали в команде. Механики Ferrari справились, завершив замену к началу квалификации.

Разной была и конфигурация машин McLaren – в команде подготовили только один комплект новинок – его получил Алонсо. На машине Ферстаппена после инцидента в конце утренней тренировки, когда в него сзади врезался Джолион Палмер, пришлось заменить днище.

В Mercedes жаловались на проблемы с шинами и нехватку скорости, так что утром в субботу Хэмилтон даже выехал с предыдущей версией аэродинамического обвеса – инженеры смогли сравнить её эффективность с новой аэродинамикой на машине Боттаса. Льюиса больше устроило поведение машины, так что разница в конфигурации осталась и в квалификации.

В Toro Rosso пригласили участника молодёжной программы Пьера Гасли заменить Даниила Квята – квалификация в Сепанге стала первой в Формуле 1 в карьере молодого француза.

В Pirelli привезли в Сепанг «среднюю» тройку составов – Medium, Soft и SuperSoft.

В первой сессии гонщики Mercedes, Ferrari и Макс Ферстаппен провели первую попытку на Soft, остальные сразу выехали на SuperSoft.

Феттель вернулся в боксы, не завершив быстрого круга, и вновь передал машину механикам – неожиданно упала мощность.

Через несколько минут моторный отсек закрыли, но при запуске силовой установки возникли проблемы – и Себастьян не смог участвовать в квалификации.

Гонщики Mercedes, Red Bull, Force India и Райкконен отказались от второй попытки, остальные продолжили борьбу. Результат Льюиса Хэмилтона – 1:31.605 – остался лучшим, из дальнейшей борьбы выбыли гонщики Sauber, Haas и Феттель.

Во второй сессии все использовали только SuperSoft. В первой попытке результаты получились плотными – Райкконен возглавил протокол, проехав круг за 1:30.926 Ферстаппен уступил финну всего пять тысячных, а Хэмилтон – восемь сотых.

Райкконен и Ферстаппен отказались от второй попытки, остальные выехали на трассу. Многие жаловались на трафик. Боттас показал лучшее время – 1:30.803, из дальнейшей борьбы выбыли: Масса, Палмер, Стролл, Сайнс и Гасли.

В финале Хюлкенберг отказался от первой попытки. Хэмилтон показал лучшее время – 1:30.076, Райкконен уступил ему две десятые, Риккардо – пять, остальные ещё больше.

Во второй попытке Хэмилтон не улучшил, Райкконен пытался перехватить инициативу, но в итоге уступил 45 тысячных. Показавший третье время Ферстаппен уступил почти полсекунды.

Льюис Хэмилтон четвёртый раз подряд и пятый раз за карьеру выиграл квалификацию в Малайзии, завоевав девятый поул в сезоне и 70-й в карьере.

Вместе с ним с первого ряда стартует Райкконен, со второго гонку начнут Ферстаппен и Риккардо, с третьего – Боттас и Окон.

Результаты квалификации

Пилот Команда 1 сессия 2 сессия 3 сессия
М Время Кр М Время Кр М Время Кр
1. Л.Хэмилтон Mercedes 1 1:31.605 6 4 1:30.977 6 1 1:30.076 6
2. К.Райкконен Ferrari 4 1:32.259 5 2 1:30.926 3 2 1:30.121 6
3. М.Ферстаппен Red Bull 2 1:31.920 3 3 1:30.931 3 3 1:30.541 6
4. Д.Риккардо Red Bull 6 1:32.416 4 5 1:31.061 6 4 1:30.595 6
5. В.Боттас Mercedes 3 1:32.254 5 1 1:30.803 6 5 1:30.758 6
6. Э.Окон Force India 7 1:32.527 5 7 1:31.651 6 6 1:31.478 6
7. С.Вандорн McLaren 13 1:32.838 6 9 1:31.848 6 7 1:31.582 6
8. Н.Хюлкенберг Renault 10 1:32.586 8 8 1:31.778 6 8 1:31.607 3
9. C.Перес Force India 12 1:32.768 5 6 1:31.484 7 9 1:31.658 6
10. Ф.Алонсо McLaren 15 1:33.049 5 10 1:32.010 6 10 1:31.704 6
11. Ф.Масса Williams 5 1:32.267 6 11 1:32.034 6
12. Д.Палмер Renault 9 1:32.576 8 12 1:32.100 6
13. Л.Стролл Williams 14 1:33.000 8 13 1:32.307 6
14. К.Сайнс Toro Rosso 11 1:32.650 8 14 1:32.402 6
15. П.Гасли Toro Rosso 8 1:32.547 8 15 1:32.558 6
16. Р.Грожан Haas 16 1:33.308 8
17. К.Магнуссен Haas 17 1:33.434 6
18. П.Верляйн Sauber 18 1:33.483 9
19. М.Эриксон Sauber 19 1:33.970 9
С.Феттель Ferrari 20 - 2