Когда Запад узнал о китайском кунг-фу, или ушу, — даже сами эти слова вызывали священный трепет. В представлении обывателя не было более грозного соперника, чем мастер кунг-фу. Но прошло время, и ушу уже не выглядит столь непобедимым, а порою даже кажется, что в боевых искусствах Востока не осталось никаких тайн. Но это не совсем так. Цинь-на, малоизвестное у нас и потому загадочное боевое искусство Поднебесной, позволяет мастеру превращать противника в беспомощную куклу.

Юрий Кормушин

Цинь-на в одном из переводов на русский язык означает «болевые, контролирующие захваты». Казалось бы, что в этом загадочного? Ведь многие виды борьбы и кулачного боя имеют в своем арсенале болевые приемы, броски, воздействия на суставы, связки и т. д. Однако цинь-на  - это своеобразная, даже уникальная система ведения боя. Она основана на доскональном знании особенностей анатомии человека, необычной специальной подготовке тела бойца, изощренной стратегии и тактике.

Цинь-на и ушу

Считается, что мастер цинь-на может контролировать движения человека, делать его беспомощным, неспособным двигаться  и, если необходимо, даже лишить жизни.

Приемы болевого воздействия на суставы, связки и мышцы встречаются практически в каждом стиле китайского ушу. Ведь по сути цинь-на — одно из четырех традиционных технических действий рукопашного боя, который состоит из ударов руками, ногами, бросков противника и собственно самих захватов. Поэтому неудивительно, что каждая школа ушу имеет несколько своих излюбленных приемов болевого воздействия для подавления сопротивления противника. Однако помимо этого в наши дни существует система, в которой большое количество техник цинь-на объединено и структурировано в один целостный и взаимосвязанный ряд. В цинь-на способ болевого воздействия и контроля над противником возведен в абсолют и вся подготовка, вся стратегия и тактика применения приемов подчинены идее полной власти над ситуацией в рукопашной схватке. В итоге искусство болевых захватов и контролей с определенного времени стало самостоятельной дисциплиной, которую можно изучать отдельно от всей техники ушу.


Прием из положения «рукопожатие» наглядно демонстрирует, как техника «болевых и контролирующих захватов» может быть неожиданно использована в самой обыденной ситуации. 1. Обычное рукопожатие — исходное положение для эффективного приема, направленного на болевое воздействие на суставы пальцев руки. 2. Кисть противника сильно сжимается и с помощью второй руки переводится в сторону — поперек туловища. Цель движения — вывести атакуемую часть пальцев (безымянный и мизинец) на исходную позицию для болевого воздействия. 3. Болевое воздействие на пальцы выполняется в направлении против их естественных сгибов. Основная сила контроля идет снизу вверх. Рука атакуемого выпрямляется, и противник вынужден от боли подняться на цыпочки.

Отточено веками

Истоки цинь-на, по оценкам исследователей, уходят в глубокую древность. И несмотря на то что история Востока вообще и Китая в частности изобилует мифами и легендами, которые причудливо перемешивают правду и вымысел, все же можно с уверенностью утверждать, что история этого искусства насчитывает как минимум несколько веков.

Внешне система болевых и контролирующих захватов цинь-на выглядит весьма эффектно. В ответ на атаку мастер молниеносно хватает нападающего за руку или ногу, шею или туловище и, воздействуя на уязвимые зоны и точки тела, проводит болевой залом сустава, парализует мышцы, лишает противника сознания и чаще всего опрокидывает его на землю, приводя в беспомощное состояние.

Чтобы понять, сколь грозным оружием является система цинь-на, достаточно лишь перечислить основные разделы ее технического арсенала:

— приемы выворачивания костей;

— приемы разделения мышц;

— приемы перекрытия вен и дыхания;

— приемы воздействия на жизненно важные точки тела.


В «искусстве болевых и контролирующих захватов» существуют не только захваты, но и броски. Основная цель — травмировать противника ударом головы о поверхность пола или землю. Смертельно опасная техника! 1. Суть этой атаки в цинь-на — силовое перегибание шейного отдела позвоночника назад с целью бросить противника. Для этого одна рука фиксирует поясницу и давит на нее, а вторая непосредственно отгибает подбородок назад. Главное, чтобы сила давления была направлена строго вдоль позвоночника. 2. Как только руки начали давление на подбородок и поясницу, к движению «подключается» сгибание корпуса вперед-вниз. Атакующий рывком наклоняется, прочно удерживая давление на позвоночник. 3. Если давление на позвоночник не отпускать до конца приема, противник точно «прилетит» затылком на поверхность пола или землю. Это смертельно опасно. В демонстрационном варианте этой техники давление на позвоночник прекращается приблизительно за полметра до падения — противник «приземляется» на спину.

Четыре ступени совершенства

Приемы четырех вышеперечисленных категорий — это своеобразные ступени совершенствования в «искусстве болевых захватов и контролей». Например, техника «выворачивания костей» - первая ступень в овладении цинь-на. Данный тип приемов предусматривает воздействие на суставы человеческого тела с целью нарушения их физиологического функционирования.

«Разделение мышц» — уже более сложная техника. Суть ее в том, чтобы, воздействуя на разные мышцы противника, хитроумными приемами привести их в неработающее состояние, то есть парализовать. На этом этапе от практикующего цинь-на требуется уже более совершенная физическая и техническая подготовка.

Приемы «перекрытия вен и дыхания» — еще более сложная ступень. Смысл этой техники понятен уже из самого ее названия: для победы над противником необходимо перекрыть ему доступ кислорода в легкие или на какое-то время остановить течение крови в венах и артериях. На этой ступени уже изучаются приемы со смертельным исходом, а знаний, навыков, практики для овладения этим уровнем нужно гораздо больше, чем для двух предыдущих.


И наконец, четвертая ступень  - «воздействие на жизненно важные точки тела». Эта техника связана со знанием акупунктуры и традиционной восточной медицины. Ее приемы основаны на точечном воздействии на определенные зоны человеческого тела. Причем, согласно учению китайских мастеров, некоторые виды воздействия могут выполняться лишь в строго определенное время, непосредственно связанное с биоритмами человека, временем суток и т. д. Эта ступень — высший уровень в цинь-на, которого достигают единицы.

Практически все приемы цинь-на сопровождаются сильной болью. Болевые захваты и контроли служат только одной цели — победить в рукопашной схватке за минимально короткое время. И, как правило, последствия такой победы для противника — это повреждение связок и суставов, потеря сознания, а в отдельных случаях — летальный исход. Приемы цинь-на очень опасны, и с этим нельзя не считаться.


Секрет не для всех

Однако оружием техника «искусства болевых и контролирующих захватов» становится только при определенных условиях. И эти условия естественным образом преграждают путь к овладению смертельно опасными приемами цинь-на людям с преступными намерениями. Во‑первых, сами приемы требуют «правильных ключей» к пониманию техники, и без них хитроумный арсенал «искусства болевых контролей и захватов» не работает. «Ключи» к правильной технике есть далеко не у всех, кто берется преподавать цинь-на. Это первое препятствие, преграждающие путь к овладению боевым искусством случайным людям.

Вторая преграда связана с тем, что для эффективного применения техники «болевых контролей и захватов» необходимо потратить огромное количество времени ради приобретения определенных навыков и специальной физической подготовки.



Шаг 4. В результате быстрого и резкого болевого воздействия на суставы пальцев и запястья противник вынужден упасть вниз. Иначе повреждений не избежать.

Практикующий цинь-на должен хорошо знать анатомические и физиологические особенности строения тела человека, владеть правильной техникой приемов, подразумевающих строгую геометрию движений для правильного приложения силы. Но и этого недостаточно. Помимо всего прочего, у мастера должна быть абсолютно невероятная сила захвата, большая цепкость пальцев и особым образом укрепленные запястья и предплечья. Без этого приемы цинь-на не работают, а достичь правильного состояния очень непросто, особенно при отсутствии корректных методик подготовки.

В итоге цинь-на невозможно изучить за короткое время, а тратить годы жизни на постепенное овладение всеми секретами этого боевого искусства согласен не каждый. Особенно это не по вкусу тем, кто стремится к быстрому проявлению власти над людьми, или людям с преступными намерениями.

Для тех же, кто избрал для себя изучение боевых искусств как образ жизни, цинь-на подходит идеально, потому что предполагает постепенное, неуклонное самосовершенствование, которое в конце концов дает вам в руки грозное оружие, способное защитить человека в опасной ситуации.

Говоря о парировании ударов противника и об упражнениях, позволяющих встроиться в траекторию его движения с последующим сохранением контакта и загрузкой его центра масс, мы акцентировали Ваше внимание на том, что данная модель защиты является мостом между техниками захвата и удара. Она согласует работу на ближней и дальней дистанции, позволяя вывести нападающего из равновесия и провести атаку суставов, динамических болевых приёмов и прикладных бросков. Именно об атаке суставов нам хотелось бы подробнее рассказать в этом видео.

Для того, чтобы наилучшим образом сформировать преставление о защите в ближнем бою, необходимо ввести такое понятие, как геометрия защитных действий. При выполнении защитных манёвров на ближней дистанции, мы создаём своим телом геометрические фигуры для приёма атаки противника под острым углом, дабы максимально рассеять силу, воздействующую на принимающую часть, и отклонить траекторию удара в нужном нам направлении. Для того, чтобы обеспечить проскальзывание, мы вращаем созданную нами конструкцию в момент соприкосновения с атакующей частью противника и либо встраиваемся в его движение, либо идём вразрез. Этот алгоритм позволяет нам выполнять защитные действия из широкого спектра неудобных положений, а так же даёт нам возможность принимать удары на тело, значительно сокращая причиняемый ими урон. При исполнении техники атаки суставов, грамотная геометрия защитных действий крайне важна для получения контакта с противником и его последующего сохранения. Приём ударной части атакующего может осуществляться любой частью тела, так же, как и последующая атака.

Суставы рук и ног – наиболее уязвимые зоны человеческого тела для атаки. При нанесении акцентированного ударного действия по суставу руки или ноги против естественного сгиба в ситуации самообороны на улице, противник напрочь теряет возможность продолжать агрессию и будет вынужден сдаться, вне зависимости от своего желания.

В уличном рукопашном бое суставы – одна из наиболее предпочтительных зон для травмирования. В спортивных единоборствах техника динамического поражения суставов соперника начисто отсутствует ввиду опасности для здоровья и невозможности грамотной дозировки. Вместо этого культивируется техника болевых приёмов и рычагов, показывающая себя крайне эффективно как на спортивной арене, так и на улице в ситуациях реальной драки.

Поймав контакт с рукой противника, необходимо с помощью этого контакта через касание выполнить загрузку его центра масс, немного сместив проекцию центра тяжести нападающего за опорную площадку, что вызовет кратковременную потерю устойчивости и даст возможность перехватить бьющую руку, оберегая обороняющегося от встречных ударов. Выполняется эта механика посредствам приёма ударной конечности под острым углом с проворотом принимающей руки в точке контакта, что обеспечит проскальзывание ударной части противника и провалит его.

Для того чтобы столкновение не получилось слишком жёстким, необходимо при приёме атакующей части противника выполнить либо встречное движение на него, отправляя его удар в рикошет через механизм шнека, либо, уровняв скорости, выполнить фехтовальную защиту с приёмом и обработкой бьющей руки, подобно тому, как мы принимаем клинок противника. Эти алгоритмы позволят Вам застопорить нападающего и получить преимущество в рукопашной схватке за счёт собственной кинетической энергии агрессора.

Если же противник атакует не акцентированными, а хлёсткими ударами, поймать и парировать его ударную часть будет весьма затруднительно. В данном случае необходимо нанести встречный контрудар в одну из уязвимых зон, используя тактические схемы, которые мы демонстрировали при раскрытии особенностей отработки прикладной техники рукопашного боя. После того, как Вы застопорили противника, Вы сможете загрузить его центр масс через захват, нанести несколько расслабляющих, демотивирующих ударов и затем выполнить болевой приём.

Загрузив противника, необходимо прилипнуть к его атакующей конечности и постараться не рвать с ним контакт, контролируя его через образовавшуюся связь. Кратковременный затык не позволит агрессору контратаковать, так как на доли секунды он будят занят собственной стабилизацией и поиском новой опорной площадки либо разрывом дистанции с Вами, дабы исправить образовавшееся невыгодное тактическое положение. Почувствовав уверенный захват, Вы можете выполнить либо динамический болевой приём, либо атаку сустава, нанося импульсный удар против естественного сгиба.

Грамотно исполненная техника поражения суставов будет незаметна для стороннего наблюдателя и полностью неожиданной для агрессора. Исполнение демонстрируемых в данном видеоролике приёмов требует развитой чувствительности и наличия существенного опыта контактных поединков. Необходимо органично вписывать технику заломов, болевых приёмов и импульсных атак в систему ближнего боя. Мы нарочно утрируем некоторые моменты, чтобы показать Вам особенности выполнения этих приёмов и в доступной манере изложить базовые принципы, лежащие в основе данной техники, без следования которым они работать не будут.

После освоения базовых связок уличного рукопашного боя, Вы научитесь беспрепятственно катать ударный импульс по телу и преобразовывать его в ударное действие в любой заданный момент времени в поединке. Освоение этой механики откроет массу возможностей для применения целого спектра нестандартных ударов, отцентрует бойца и создаст в его теле структуру, при помощи которой он сможет воздействовать на противника гораздо эффективнее, подключая к процессу выполнения приёма значительно больший потенциал за счёт включения в работу дополнительных звеньев и рычагов, последовательно сочлененных между собой, синхронизированных, работающих слаженно и единовременно на выполнение заданного алгоритма, что в совокупности даст существенный синергетический эффект.

Временной промежуток, в котором выполнение этой техники возможно, крайне короток. Травмирующее воздействие на суставы рук и ног противника, как уже было сказано выше, осуществляется при помощи как ударов, так и импульсных атак, призванных организовать выброс силы в направлении, противоположном естественному сгибу сустава с целью нанесения травмы, управления или отвлечения внимания для нанесения дальнейших атакующих действий.

Освобождение от захватов с последующим применением болевых приёмов так же имеет свои особенности и подчиняется определённым закономерностям, незнание которых лишает технику всякого смысла.

Основной принцип болевого приёма заключается в том, что мы оказываем механическое воздействие на сустав в направлении, неестественном для работы атакуемой конечности. Для того, чтобы получить выигрыш в силе, мы стремимся увеличить плечо рычага, так как это необходимо с точки зрения получения оптимального для выполнения приёма передаточного соотношения. Однако необходимо осознать одну простую вещь: рычаг - это длинный жесткий предмет, имеющий точку опоры и возможность вращаться. Если мы не имеем чётко фиксированной точки опоры, мы не сможем получить выигрыш в силе и преодолеть сопротивление атакующего. Непонимание этого принципа мгновенно лишает приём работоспособности и сводит эффективность любых техник к нулю. Зачастую люди, только начавшие свой путь в боевом искусстве или попросту не понимающие механику, лежащую в основе практикуемых ими приёмов, начинают пытаться выполнять залом, дёргая руку на себя и стремясь её поднять с того уровня, на котором был выполнен захват. Делать это категорически не рекомендуется: при освобождении от захватов необходимо привести конечность противника в крайнее положение и жёстко фиксировать точку опоры, относительно которой будет происходить вращение при исполнении приёма.

После того, как Вы выполнили фиксацию конечности противника, необходимо сработать относительно естественно созданной точки вращения, работая преимущественно не мускульной силой, а рычагом. После получения целевого положения, при котором конечность противника идёт на излом, Вы можете, сохраняя механику приёма, управлять уровнем точки опоры произвольно, однако на первом этапе исполнения приёма это недопустимо.

Выполнять болевые воздействия можно либо прикладывая силу к конечности нападающего постепенно, если есть желание его обездвижить, либо динамически, если Ваша задача - сломать конечность. При исполнении одного и того же приёма можно варьировать силу и скорость передачи импульса в зависимости от выбранной тактики.

При применении техники болевых приёмов в клинче, необходимо вывести противника из равновесия и нанести несколько расслабляющих ударов. Для того чтобы применить технику заломов на ближней дистанции, крайне важно умение создавать и менять уровень точки вращения.

Исполняя импульсную атаку суставов, мы придерживаемся всё тех же правил и особенностей ведения поединка, которые мы очертили выше. Для того, чтобы механика импульсной атаки сустава сработала, необходимо изучить и научиться чувствовать крайние положения конечностей противника и отчётливо понимать, где заканчивается свободный ход того или иного сустава.

При обработке противника в ближнем бою важно научиться ловить и блокировать его суставы в крайних положениях путём промежуточной фиксации степеней свободы агрессора. Как только удалось его зафиксировать, нанесите несколько демотивирующих ударов, чтобы ослабить сопротивление и сжать тиски сковывающего движения захвата, ограничивая его подвижность и приводя нападающего в то положение, из которого ему будет крайне сложно выбраться.

Атаковать суставы против естественного сгиба желательно на контрдвижении. Как только противник почувствовал себя зажатым, он будет яростно сопротивляться. Долго удерживать его, при этом, не получится. Именно поэтому необходимо, используя энергию натяжения его напряжённых мышц, на мгновение ослабить хватку, заманивая его в ловушку.

Ослабление хватки приведёт к резкому рывку противника к свободе. Чтобы выполнить движение как можно быстрее, ему придётся ослабить зажимы и разрушить созданную им оборонительную структуру, чтобы получить дополнительные степени свободы для разгона и рывка. Дабы совершить желаемый манёвр, ему на короткое время придётся снять блоки с суставов, забывая о промежуточной безопасности и расслабив мышцы. Именно в этот момент необходимо ударить его на встречном движении в область целевого поражения по нормали.

Необходимо сказать, что данная техника рукопашного боя крайне сложна в исполнении в реальном поединке, ибо требует достаточно высокого как технического, так и тактического мастерства единоборца. Помимо этого, она так же является крайне опасной мерой воздействия, способной привести к превышению допустимых норм самообороны. Однако, при обучении уличному рукопашному бою, мы, в первую очередь, решаем задачи неравного противостояния, поэтому нужно быть готовым решить вопрос на любом уровне и с любыми последствиями, дабы сохранить свою жизнь и здоровье, а так же защитить своих родных и близких.

Желательно научиться выполнять комплекс болевых приёмов и уметь плавно переходить от одного к другому. Выполнив болевой приём или травмирующее воздействие на сустав противника, не задерживайтесь долго на одном и том же месте: немедленно переходите к последующему поражению уязвимых мест, уходите с линии атаки и продолжайте развивать наступление до тех пор, пока агрессор не будет повержен.

Разумеется, как и везде, перемещения и работа ног играет первостепенное значение. Умение свободно и эффективно перемещаться, выбирая оптимальную для атаки позицию - необходимый навык, на освоение которого уходит больше всего времени. Именно поэтому на начальных стадиях обучения наиболее пристальное внимание мы уделяем системе передвижений в рукопашном бое и поединку. Без чувства дистанции не может быть никакой эффективной работы. Знание самих приёмов не столько важно, сколько умение маневрировать и выводить противника в те ситуации, где применение практикуемой техники становится возможным. Именно поэтому даже самый чёрный пояс и самое мастерское владение базовой техникой боевых искусств не поможет, если нет понимания законов схватки и отсутствует опыт полноконтактных боёв.

Выполнение болевых приёмов в практикуемой нами системе уличного рукопашного боя не является самоцелью или панацеей: это лишь промежуточный этап, позволяющий воспользоваться удобной ситуацией, образовавшейся в результате либо некомпетентности, либо ошибки противника. Может случиться и так, что возможности провести атакующее воздействие на суставы противника и не представится вовсе, однако, если вдруг ситуация сложится в Вашу пользу и Вы получите такой подарок, выгодно захватив конечность противника, необходимо знать, как этим преимуществом воспользоваться и реализовать имеющийся в поединке потенциал.

Главное правило уличного рукопашного боя - не зацикливаться на стереотипах и быть максимально текучим и вариативным в применении изученных приёмов. Для того, чтобы полноценно вести поединок на улице, необходимо уметь импровизировать.

Прикладные боевые системы, преимущественно - это системы ближнего боя. Именно поэтому многообразие техники раскрывается лишь при ведении поединка в плотном контакте с противником. Техника атаки суставов неприменима на дальней и средней дистанции, где наибольшую силу имеет классическая ударная техника рукопашного боя.

Несмотря на то, что демонстрируемые в данном видеоролике элементы - крайне опасные технические решения, применение которых способно причинить существенный вред здоровью противника, работают они лишь в комплексе с крепкой базой, освоению которой посвящены первые несколько лет тренировок. Атака суставов, сама по себе, не имеет никакой ценности, как и весь остальной прикладной арсенал. Для того, чтобы исполнить демонстрируемую технику на практике, понадобятся годы тренировок, самоотдача, железная дисциплина и титаническое усердие.

Спецприёмы рукопашного боя [Практическое пособие] Петров Максим Николаевич

Глава 3. ЗАХВАТЫ

Глава 3. ЗАХВАТЫ

12. Захват за большой палец

Это наиболее известный и эффективный захват.

Требуется совсем небольшое усилие с вашей стороны (давление силой примерно от 3 до 4 фунтов, т. е. 1,3–1,7 кг), чтобы заставить подчиниться даже очень сильного противника. С помощью этого приема можно заставить противника двигаться в нужном вам направлении, даже если он будет сопротивляться.

Следует понимать, что этот захват является не способом атаки, а просто «подчиняющим» захватом, который применяется только после того, как вы частично обезвредили или морально подавили противника каким-то другим приемом (например, ударом по ушам).

Удар по ушам

Если на противнике нет каски или другого средства защиты, прикрывающего уши, то приведенный здесь прием является простым методом подавления противника:

Сложите ладони лодочкой и нанесите по ушам противника удар одновременно обеими руками (рис. 41).

Нанесенный достаточно резко и сильно, этот удар может разорвать одну или обе барабанные перепонки или слегка контузить противника. Его можно выполнять как спереди, так и сзади.

Захват за большой палец

Этот прием позволит вам в такой степени контролировать противника, что вы сможете использовать его в качестве щита при нападении других противников.

Движения, позволяющие осуществить этот захват, являются достаточно сложными, и это основная причина, по которой данный захват почти неизвестен где-либо за пределами Дальнего Востока.

Но те преимущества, которые получит боец, в совершенстве освоивший этот захват, с лихвой окупят время, затраченное на его отработку.

Сначала сконцентрируйтесь на том, чтобы медленно отрабатывать каждое движение. Постепенно увеличивайте скорость до тех пор, пока все действия не станут одним непрерывным движением. После тщательной отработки этого приема научитесь выполнять его из любого положения, в котором вы можете встретиться с противником.

Станьте лицом к противнику с левой стороны от него.

1. Вставьте большой палец правой руки между большим и указательным пальцем левой руки противника, причем ваши пальцы должны располагаться под ладонью его руки, а ваш большой палец - как показано на рисунке 42.

2. Захватите своей левой рукой левый локоть противника, костяшки пальцев смотрят вправо, большой палец наружу (рис. 43).

3. Сделайте шаг к противнику, в то же время повернитесь так, чтобы смотреть в одном направлении с ним, одновременно тяните его локоть своей левой рукой через свое правое предплечье по направлению вверх (рис. 44).

Отпустите захват, произведенный вашей левой рукой, как только подтянете локоть противника через свое правое предплечье, и прижмите левый локоть противника своей правой рукой к своему туловищу.

4. Продолжая удерживать верхнюю часть левой руки противника своей правой рукой, захватите пальцы его левой руки своей левой рукой. Это лишит противника возможности захватить один из пальцев вашей правой руки, а также даст вам дополнительный рычаг для применения силы следующим образом:

5. Надавите своей правой рукой на тыльную сторону его руки по направлению к своей левой руке.

Если ваш противник окажется очень сильным человеком и попытается сопротивляться, то небольшого дополнительного усилия, приложенного к его пальцам вниз влево вашей левой рукой, будет достаточно, чтобы заставить его приподняться на цыпочки и подчиниться (рис. 45).

13. Захват часового

Успешное выполнение данного способа захвата часового, основанное на идеальном воспроизведении каждого движения, полностью зависит от тщательной подготовки. Прежде всего, человек, выбранный для проведения этой операции, должен уметь скрытно подкрадываться. Подкрадываться к часовому следует ночью или в темное время суток, до этого атакующий должен достаточно длительное время наблюдать за часовым, чтобы изучить его движения и находящееся при нем оружие и снаряжение.

Теперь предположим следующую ситуацию (см. рис. 46):

Винтовка висит у часового на плече на ремне или просто опущена на землю;

На нем надета стальная каска, прикрывающая уши и тыльную часть шеи;

Сзади ниже пояса примерно на 6 дюймов (15 см) выступает противогазная сумка;

В пределах слышимости находятся другие часовые.

Примечание. У нападающего не должно быть никакого лишнего снаряжения, кроме ножа и пистолета. Его обувь должна быть матерчатой или резиновой, брюки заправляются в носки, на голову одевается вязаная шапочка, воротник куртки поднят, руки и лицо закамуфлированы, как показано на рисунке 47.

1. Приблизиться к часовому сзади на расстояние примерно 3–4 фута (0,9–1, 2 м) и занять положение, показанное на рисунке 47.

Это позволит осуществить молниеносную атаку прыжком на часового.

2. Нанесите удар по горлу противника внутренней частью левого предплечья, пальцы руки (включая большой палец) вытянуты вперед, и одновременно ударьте его кулаком своей правой руки ниже пояса или в противогазную сумку (рис 48).

После нанесения этих ударов (если они выполнены в соответствии с изложенными выше рекомендациями) противник потеряет сознание. Более того, удар по горлу перекроет ему доступ воздуха, и он не сможет криком поднять тревогу.

3. Незамедлительно после выполнения этих ударов быстрым движением правой руки закройте противнику рот и ноздри, как показано на рисунке 49.

Это лишит его возможности кричать, если удар по горлу оказался недостаточно эффективен.

Скорее всего, удары по горлу и ниже поясницы приведут к тому, что часовой выронит ружье, или же собьют каску с его головы. Если это случится, не пытайтесь предотвратить их падение на землю, просто затаитесь примерно на 10 секунд, по прошествии этого времени, продолжая удерживать противника левой рукой за шею, оттащите его назад.

Примечание. Высокую эффективность этого приема можно понять, если потренироваться на своем партнере, только будьте очень осторожны и не действуйте в полную силу.

14. Японский удушающий захват (сзади)

1. Подкрадитесь к противнику сзади.

2. Захватите его шею левой рукой, причем ваше предплечье должно лечь на кадык противника.

3. Положите свою правую руку (выше локтя) на правое плечо противника, левой кистью захватите бицепс правой руки.

4. Ладонью правой руки упритесь в тыльную часть головы противника.

5. Левым предплечьем потяните противника назад, а правой рукой наклоните его голову вперед, таким образом завершив удушение (рис. 50).

Примечание. Если противник попытается схватить вас за половые органы, то:

(а) Продолжая выполнять захват обеими руками, выпрямите пальцы (в том числе и большие пальцы) обеих рук. Ребром левой руки, находящейся на изгибе правого предплечья, надавите на правое предплечье таким образом, чтобы ребро правой ладони уперлось в основание черепа противника.

(б) Быстро сделайте шаг назад, одновременно надавливая на голову противника вперед ребром ладони правой руки и ломая ему шею (рис. 51).

(в) Если противник выше вас ростом, и вам трудно дотянуться до его правого плеча правой рукой, как показано на рисунке 50, то наклоните его назад, надавливая на шею левым предплечьем. Если необходимо, нанесите ему удар ниже поясницы, как показано на рисунке 48 и согните его вниз.

14А. Японский удушающий захват (спереди)

1. Станьте лицом к противнику.

2. Захватите его правое плечо своей левой рукой, а левое плечо - правой рукой.

3. Одновременно толкая левой рукой в правое плечо противника, удерживая захват и притягивая правой рукой его левое плечо, разверните противника (рис. 52).

Теперь ваша левая рука обвилась вокруг его шеи, а ноги противника перекрестились, что лишает его возможности защищаться.

4. Поместите свое правое предплечье (выше локтя) на его правое плечо и захватите свой правый бицепс левой рукой.

5. Положив кисть правой руки на тыльную сторону головы противника, надавите на его голову, одновременно потянув к себе предплечье левой руки, как показано на рисунке 52а.

Примечание. Хотя последняя позиция и метод удушения аналогичны приему 14, эти приемы различаются силой давления, необходимого для удушения противника. Если ноги противника перекрестились (а так происходит практически всегда, когда человека неожиданно разворачивают вокруг своей оси), то требуется применить в два раза меньшее усилие.

15. Выкручивание руки

1. Вы стоите лицом к противнику. Нырните под его правую руку и схватив запястье этой руки обеими руками, правая рука над левой, изо всей силы рваните вниз, как показано на рисунке 53.

Это приведет к сильному шоку, равному по силе нокаутирующему удару в левую часть головы.

2. Поднимите руку противника на высоту своего плеча, одновременно выворачивая ее по направлению к себе так, чтобы лишить его равновесия (рис. 54).

3. Удерживая его руку на высоте своего плеча, быстро нырните под нее, сделав шаг вперед правой ногой. (Возможно, чтобы выполнить этот прием, придется согнуть ноги в коленях). Повернитесь внутрь по направлению к противнику, рванув при этом его руку вниз, как показано на рисунке 55.

4. Заступите за спину противника левой ногой и круговым движением вверх прижмите его запястье к спине. Удерживая захват левой рукой, схватите правой рукой его правый локоть, прижимая его к спине. Затем сделайте своей левой рукой скользящее движение вокруг запястья противника, перенося свой большой палец внутрь, а остальные пальцы - на тыльную сторону его кисти, согните его кисть. Надавите обеими руками, пока правое плечо противника не наклонится к земле (рис. 56).

Примечание. Это очень полезный захват для транспортировки пленного, но только на короткие расстояния. Для доставки пленных на дальние расстояния рекомендуется применять захват большого пальца (см. рис. 45).

16. Захват согнутой руки

Примечание. Ученикам настоятельно рекомендуется в совершенстве овладеть этим захватом.

1. Противник принял боксерскую стойку или поднял правую руку, чтобы нанести удар.

2. Захватите левой рукой правое запястье противника, сгибая его руку в локте по направлению от себя (рис. 57).

Продолжайте давить на запястье до тех пор, пока его рука не окажется в положении, показанном на рисунке 58.

Примечание. Оба этих действия должны представлять собой одно быстрое непрерывное движение. Обратите внимание, что давление, оказываемое на правую руку противника по направлению от себя, лишает его равновесия, тем самым не позволяя ему атаковать вас левой рукой.

3. Быстро сделайте шаг вперед правой ногой, при этом ваша правая нога и бедро должны находиться как можно ближе к бедру противника.

4. Просуньте свою правую руку под плечом правой руки противника и захватите ею запястье его правой руки над своей левой рукой.

5. Продолжая удерживать противника в захвате обеими руками, грудью надавите на его правый локоть и предплечье, рывком оказывая давление на его запястье по направлению к земле. Одновременно перемещайте предплечье своей правой руки вверх, к трицепсу его правой руки (рис. 59).

6. Если противник, находясь в этом положении, попытается ударить вас левой рукой, то распрямите пальцы своей правой руки, поместив ребро ладони поверх своего левого запястья, и рваните свое правое предплечье вверх, обращая внимание на то, чтобы локоть противника был прижат к вашей груди (рис. 60).

17. Захват головы

Подойдите к противнику спереди.

1. Плотно сжав пальцы правой руки (большой палец вытянут вдоль), нанесите ему удар в левую часть шеи внутренней частью правого предплечья (рис. 61). Этот удар повергнет противника в состояние шока либо нокдауна.

2. Сразу же после удара ваше предплечье должно замкнуться вокруг шеи противника. Одновременно сделав шаг правой ногой к ногам противника, согните его от пояса вперед, схватив левой рукой запястье своей правой руки, как показано на рисунке 62.

3. Надавите правым предплечьем на правую сторону лица противника (где-нибудь между виском и подбородком), подтягивая запястье правой руки левой рукой и надавливая вниз на левую сторону его лица всем своим телом.

Примечание. Следите за тем, чтобы внешняя часть правого предплечья находилась на вашем правом бедре, и чтобы вес тела переносился на правую ногу толчком левой ноги. Любая попытка противника схватить вас за половые органы должна немедленно пресекаться усилением давления.

В случае необходимости ослабьте захват левой рукой, слегка ее распрямите и нанесите повторный удар ребром ладони по шее противника.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

11. Захваты и освобождения от них 11.1. Общие положения Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управления его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезоруживаний, связываний и т. п. Поэтому

Из книги Тактика борьбы самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

1. ЗАХВАТЫ ДЛЯ НАПАДЕНИЯ Захваты для нападения играют решающую роль как при борьбе стоя, так и при борьбе лежа.Захваты для нападения при борьбе стояЗахваты при борьбе стоя служат для нападения как бросками, так и болевыми приемами, подготавливаемыми непосредственно из

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

Захваты 1. Борьба: удушения (контроль воздуха), захваты ног, удержания.2. Дзюдо: выкручивание суставов, удушения, тайминг (соотношение

Из книги Реальная драка [Школа улиц и подворотен] автора Иванов Алексей Алексеевич

5. Захваты за конечности Эта часть книги будет неожиданно подробной и прикладной. Дело в том, что практика преподавания показывает: попав в «замок» или захват, человек теряется и начинает бестолково вырываться, из-за чего пропускает решающий удар. А все потому, что

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

б. Захваты за корпус Захват за одежду на груди – из той же оперы, что и захват за плечо. Накрывай руку нападающего своей, а другой одновременно с шагом назад дави на его предплечье против естественного сгиба (рис.25). Противника поведет вперед, и ты сможешь ударить его ногой

Из книги Книга-оружие «Запрещенные» приемы удушения автора Травников Александр Игоревич

Захваты рук и вспомогательные приемы Захваты – очень эффективные приемы. При хорошем владении ими они позволяют быстро закончить любую реальную схватку. Возможностей для проведения захвата и победного завершения поединка в ходе последнего обычно предоставляется

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Захваты запястья Для начала уточним, что не все относящиеся к этой категории техники основаны на использовании слабых мест запястного сустава. Иногда запястье противника сгибается для того, чтобы использовать кисть его руки как рычаг для выворачивания предплечья. Боль

Из книги Самооборона и нападение без оружия автора Солоневич Иван

Захваты согнутой руки Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава.

Из книги автора

Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава. Помните, что подвижность

Из книги автора

Глава 1. Удушающие захваты и приемы в системе боевых и спортивных единоборств В ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО УДУШАЮЩЕГО ПРИЕМА ЛЕЖИТ ПРАВИЛЬНЫЙ

Из книги автора

Глава IV. Захваты и ответные приемы Свободная тренировка, представляя собою схватку спортивного характера (на ковре), не создает, однако, для обучающихся реальных, специфических условий, носящих характер короткой схватки и требующих хорошего умения делать приемы сходу.

Из книги автора автора

ЗАХВАТЫ ГОРЛА Мы начнем с самого простого - с захвата за горло одной рукой. Вытянутая рука захватывает горло противника обычным способом: большой палец с одной стороны, остальные - с другой. Как прием нападения этот захват не имеет никакого смысла, но он часто

Из книги автора

Болевые приемы в стойке

Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и хлопает по ковру. В реальном бою болевые ощущения - это только начало. За ними следует перелом руки или ноги, разрыв сухожилий или мышц и прочие членовредительские штуки.

Сразу хочу сказать: сломать противнику руку - это занятие не для слабонервных. Тут нужно переступить серьезный порог. Ну и силушку приложить надо - организм человека вещь крепкая. Поэтому, если не уверен, что сможешь довести болевой до логического завершения, лучше вообще от всяких захватов отказаться.

Ну а коли считаешь, что сможешь преодолеть внутреннее и внешнее сопротивление, то вот тебе несколько способов лишить человека руки, не падая в партер.

Рычаг руки внутрь

Проводить его можно только в относительно тепличных условиях: если противник один, если он недостаточно подвижен - пьян или просто неуклюж, если он вообще ничего не понимает в драках и свободно отдает руку на захват.

Тем не менее прием этот достаточно эффективен. Если, конечно, проводишь ты его стремительно.

Итак, классический тренировочный вариант исполнения: противник стоит перед тобой, руки опущены. Ты делаешь подшагивание левой ногой вперед и захватываешь правой рукой тыльную сторону ладони правой руки противника, а своей левой рукой - его правую руку снизу. Захват должен быть очень цепким и жестким, чтобы противник не мог вырвать руку. И мешкать на этом этапе не следует - захватил и сразу развивай успех.

Для этого резким мощным рывком на себя-вверх выводишь противника из равновесия и одновременно проводишь болевой прием на его кисть, как показано на рис. 31.

Затем, не теряя темп, выдергиваешь захваченную руку на себя-вниз, одновременно поворачиваясь к противнику левым плечом, и проводишь болевой прием на плечевой (или на локтевой) сустав (рис. 32).

Само собой, в драке тебе никто не даст спокойно подойти и взять такой захват. Нужно ловить противника на атаке, перехватывать руку и потом выходить на болевой. Как вариант - ты можешь атаковать таким способом захват противника, когда он хватает тебя за отворот куртки или плечо.

На что нужно обратить внимание? Не работай одними руками. Помогай себе всем корпусом. Резко скручивайся, наваливайся всем весом на захваченную руку. Если нет необходимости калечить противника, то на этой фазе можно остановить движение и попытаться объяснить нападающему, что он не прав. Если же болтать некогда или не хочется - продолжаешь движение: тянешь его руку вверх, а корпусом давишь вниз, на область локтя. Только делаешь это очень резко и с полной отдачей. Остановиться можно, когда услышишь сочный хруст и вопль.

Рычаг руки наружу

Не такой изуверский прием, но зато и провести его легче.

Классическое исполнение: исходное положение то же - противник напротив тебя, руки опущены.

Подшагиваешь левой ногой. Левой рукой захватываешь правую кисть противника таким образом, чтобы твой большой палец уперся в тыльную сторону его ладони, и тянешь кисть на себя. Затем захватываешь кисть противника своей правой рукой и, поднимая его руку на себя вверх-влево, проводишь болевой на кисть. И наконец, продолжая поворачивать кисть противника влево, бросаешь его на землю (рис. 33).

Если сделать все очень резко и сильно, можно хорошенько травмировать плечо, локоть или кисть противника. И опять-таки, захватывать руку нужно на ударе, интенсивно работать ногами и всем корпусом. Помни, что противника нужно стараться опрокинуть резким сильным рывком руками в сторону-вниз, загружая его вдобавок весом своего тела. Чем дальше ты будешь уводить в сторону захваченную руку, тем больше вероятность покалечить противника. Если толкаешь его строго назад, то опасность травмы меньше, зато его легче опрокинуть на землю - смотри сам, какую задачу тебе нужно решить.

Рычаг руки через предплечье

Этот прием - не самое удачное изобретение человечества, но в некоторых ситуациях может сослужить хорошую службу. Недостаток его в том, что серьезно повредить конечность противника в этом положении очень сложно, - ты вынужден оказывать болевое воздействие только с помощью рук; помощь ног и корпуса практически исключается. Соответственно, сломать таким образом руку вряд ли получится, если дерешься не с дистрофиком. К тому же ты поворачиваешься к противнику спиной. Если он парень крепкий, то вполне может собраться с силами и атаковать тебя с тыла.

С другой стороны, если нужно нейтрализовать не слишком опасного, но назойливого противника - например, приставучего пьянчужку, - то рычаг локтя через предплечье сработает как надо. Покалечить не покалечишь, но ясно покажешь, что продолжение поединка бессмысленно. Такой пацифистский приемчик.

Итак, исходное положение стандартное: противник лицом к тебе, руки опущены. Ты делаешь подшагивание правой ногой вперед и захватываешь своей правой рукой правое запястье противника сверху. На всякий случай рекомендую атаковать прямым левой в голову. Ну чтобы уменьшить прыть противника. Затем подшагиваешь левой ногой и, поворачиваясь корпусом вправо, поворачиваешь захваченную руку вперед-вправо, а левой рукой в этот момент подхватываешь ее снизу, чуть выше локтя. И проводишь болевой прием на локоть противника, нажимая правой рукой вниз и удерживая захваченную руку своей левой рукой и корпусом (рис. 34).

Таким образом можно, кстати, и обезоружить противника. При резком болевом воздействии на локоть нож или палку он обязательно выронит. Но учти, такое обезоруживание сработает только с неподготовленным противником. Скажем, это будет какой-нибудь незадачливый доходяга-наркоман, решивший взять тебя на испуг. Если противник настроен решительно, лучше держаться от него подальше.

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Самозащита автора Андрейчук В И

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора

10.2. Перемещения в стойке Перемещения в стойке являются безусловным фундаментом действий в рукопашном бою, характер перемещений определяет «рисунок» боя, а уровень владения этими навыками (точность, скорость, устойчивость) во многом определяет успешность других,

Из книги Русский рукопашный бой в 10 уроках автора Кадочников Алексей Алексеевич

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них – это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника,

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги Рукопашный бой для начинающих автора Кадочников Алексей Алексеевич

Болевые приемы на суставах пальцев Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них - это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника,

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

II. Приемы в стойке и на земле 1. ГРУППА «ДОЖИМОВ» (в стойке)Порядок изучения1. Дожим кулака в кисти (основной).2. Дожим кулака в кисти «по принципу».3. Дожим головы «по принципу».1. Дожим кулака в кисти (основной)По счету «раз» - первый номер наносит удар снизу левой рукой,

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

Из книги автора

Передвижения в стойке «Порхай как бабочка, жаль как пчела “ - прекрасная тактическая схема знаменитого Мухаммеда Али.Движение - это главный козырь, который многие игнорируют. Легко передвигаясь по рингу и оставаясь при этом вне зоны досягаемости, вы можете утомить и

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ

Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и жесткое применение болевого приема вызывает болевой шок или серьезную травму и выводит противника из боевого состояния. Это дает возможность освободиться от захвата, задержать противника, а возможно и конвоировать.

Прежде чем приступить к описанию техники болевых приемов мы хотим напомнить нашим читателям, что болевой прием, как правило, эффективно применяется после точно нанесенного удара, когда противник находится в шоковом состоянии или его внимание рассеяно.

Болевые приемы на фаланги пальцев показаны на рис. 37. По своей сути эти приемы простые. Главное, что необходимо помнить при их применении, это жесткий захват и резкое перегибание (скручивание) суставов (сухожилий).

Болевые приемы на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.

В различных школах единоборств (айки-до, самбо, джи-у-джитсу и др.) болевых приемов на указанные суставы достаточно много. В данной брошюре мы приводим лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее доступные и эффективные. Как правило, большинство из этих приемов комплексного воздействия на несколько из указанных суставов.

Болевой прием "рычаг руки наверху". Этот прием может применяться как вариант защиты от удара рукой, палкой или ножом.

Основные элементы техники - это блок-захват атакующей руки в области запястья и захват этой руки изнутри и снизу над локтевым сгибом (рис. 38а).

Резким рывком правой руки на себя и толчком левой от себя (в случае, если удар наносится противником правой рукой), травмировать руку противника в локтевом суставе. Этим приемом можно бросить противника на спину, после чего нанести удар ногой или рукой (рис. 38б).

Болевой прием на лучезапястный сустав (рис. 39).

Жесткое выполнение этого приема позволяет конвоировать противника.

Болевой прием "рычаг руки наружу".

Благоприятной ситуацией для перехода на этот прием является момент, когда вы захватили одной рукой руку противника за кисть снаружи. Захватить эту же кисть своей второй рукой так, чтобы большие пальцы рук упирались в тыльную поверхность руки противника (рис. 40а).

Прижимая пальцами рук кисть противника к себе вниз, а большими пальцами надавливая на нее от себя и разворачивая кисть противника наружу, травмировать лучезапястный сустав (обезоружить) (рис. 40б).

Этим приемом можно бросить противника на спину и завершить контратаку ударом ногой (рис. 40в).

Болевой прием "рычаг руки внутрь".

Это универсальный прием и существует много способов перехода на него (его выполнения) в целях самозащиты. В данной брошюре мы раскроем несколько из них применительно к различным ситуациям противоборства с противником.

Ситуация, когда противник наносит удар ребром ладони (ножом, палкой и т. п.) наотмашь. Развернув корпус в сторону от удара, встретить атакующую руку предплечьями рук (рис. 41а). Захватить левой рукой руку противника за запястье сверху, а правой - за кисть снизу.

Резко потянуть противника за руку вправо под себя, сделав шаг правой ногой в сторону, не отпуская захвата руками, перенести свой левый локоть над захваченной рукой противника и прижать ее предплечьем и плечом к своей груди. Вывести противника из равновесия, переместив его центр тяжести на правую ногу и, прижимая его руку к своему левому бедру, движением правой руки вверх и вперед от себя, травмировать ее в локтевом, плечевом и лучезапястном суставах (рис. 41б).

Второй вариант завершения этого болевого приема. Если противник значительно сильнее (или тяжелее) вас, необходимо из положения, показанного на рис. 41а, выполнить захват и протягивание руками, как описано выше, а левой ногой сделать шаг под противника и прижать его грудью к своему бедру (рис. 41в).

Если вы чувствуете, что противник может из этого положения уйти, сделать высед (сесть на заднюю поверхность левой ноги) вперед, свалить противника на грудь и, прижимая его грудью к полу, вывести захваченную руку вперед и вверх, травмировать ее (рис. 41 г).

Третий вариант этого приема показан на рис. 50а, б, в. Болевой прием "загиб руки за спину". Этот прием также является универсальным и может использоваться для конвоирования противника посредством болевого воздействия на локтевой и плечевой суставы.

Благоприятной ситуацией для выполнения данного приема является расслабленное (шоковое) состояние противника после нанесенного ему удара. В этом случае захватить левой рукой за его правую кисть спереди, а правой - за одежду над правым локтем или за плечо (рис. 42а).

Резко потянуть правой рукой на себя, а левой от себя, сгибая захваченную руку в локтевом суставе, и завести ее предплечье за спину (рис. 42б).

Не отпуская захвата правой рукой, пропустить левую руку под предплечьем захваченной руки ближе к локтевому сгибу, наложить кисть на плечо захваченной руки сверху (рис. 42бв).

Если незначительно поднять свое левое предплечье вверх, а кисть нажать вниз, это вызовет резкую боль в локтевом и плечевом суставах захваченной руки. Прилагая усилия, этим приемом можно нанести серьезную травму руки.

Для того, чтобы лишить противника возможности уйти от этого захвата кувырком вперед или другим способом, необходимо правой рукой захватить за одежду на его левом плече сверху или за волосы на голове спереди и потянуть задержанного на себя так, чтобы центр тяжести его тела переместился на правую ногу. Плотно прижать захваченную руку локтем к себе на уровне подребурья (рис. 42г, д).

Не отпуская захвата и выполняя болевое воздействие, заставить задержанного следовать в указанное направление. Вам следует идти рядом с ним, сбоку и немного сзади.

Главное - это жесткий захват и постоянное болевое воздействие.

Переход на болевой прием "загиб руки за спину" можно выполнить из различных положений и захватов. На рис. 43а, б показан вариант перехода из болевого приема "рычаг руки внутрь" в целях конвоирования или последующего связывания противника.

Изучив технику предложенных болевых приемов и усвоив принципы их действия, вы сможете, импровизируя, самостоятельно выполнять различные другие захваты на болевые приемы.

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

Глава 3. ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ РУКОПАШНОГО БОЯ Защита от нападения в рукопашном бою является более сложным процессом, чем это видно с первого взгляда. Прежде всего вы должны предвидеть вид и направление атаки противника до того, как защититься от нее. Кроме того, защищаясь, вы

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приемы на суставах пальцев Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Болевые приемы в стойке Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги автора

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

Глава IV. Захваты и ответные приемы Свободная тренировка, представляя собою схватку спортивного характера (на ковре), не создает, однако, для обучающихся реальных, специфических условий, носящих характер короткой схватки и требующих хорошего умения делать приемы сходу.

Из книги автора

Глава V. Приемы специального назначения В главе «приемы специального назначения» излагаются методы и техника борьбы против лица, вооруженного огнестрельным и холодным оружием. Кроме того, в этой главе изложены приемы конвоирования, необходимые для несения службы

Из книги автора

Глава 10 Основные технические приемы Когда конечное совершенство достигнуто, тело и его органы действуют сами по себе, как им полагается, без вмешательства ума. Судзуки Тантаро, гранд-мастер каратэ Техника каратэ – это совокупность стоек, ударов и защит, применение

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ