Чан Сы Гун (техника "наматывания шелковой нити") является основой древнейшего искусства Тайцзицюань стиль Чень. Практика Чан Сы Гун несет в себе мощнейшую силу оздоровления организма, а также является основой боевого применения внутренних стилей Тайцзи. Польза от упражнений Чан Сы выражается в следующем:

  1. В теле человека имеется свыше двухсот суставов и сочленений. Это в первую очередь сочленения позвоночника, суставы верхних и нижних конечностей, также фаланги пальцев рук и ног. Когда мы производим вращательные движения в суставах, это способствует выделению синовиальной жидкости в суставной сумке и является прекрасным профилактическим средством против суставных патологий, таких как остеохондроз, радикулит, ревматизм, артроз, полиартриты и других. При мягких последовательных движениях укрепляются связки и сухожилия, увеличивается их эластичность. Это сохраняет гибкость до самого пожилого возраста. Тем более, что в практике Чан Сы большое внимание уделяется скручивающим движениям позвоночника. Если терпеливо и регулярно заниматься этими упражнениями, можно вылечить все вышеназванные патологии.
  2. Спиральное скручивание благоприятно и полезно для мышц с той точки зрения, что мышечная структура наложена на скелетную структуру по спирали (жгутиком) и при таких движениях затрагиваются самые глубинные мышечные волокна и мышцы укрепляются изнутри. Это похоже на наматывание нити на катушку, когда самые нижние витки наматываются плотно, а расположенные поверхностно - более слабо. У большинства же людей, занимающихся накачиванием мышц, подъёмом тяжестей развиваются большие поверхностные мышечные массы, а внутренние волокна, отвечающие за тонкую координацию - не развиваются.
    Считается, Чан Сы Гун является наиболее полезной практикой для всего опорно-двигательного аппарата. Если заниматься практикой Чан Сы регулярно, можно изменить костно-мышечную структуру и даже костный мозг. А ведь от состояния костного мозга в огромной степени зависит состояние здоровья и долголетие.
  3. Последовательные упражнения при расслабленных мышцах способствуют открытию энергетических каналов, улучшают циркуляцию ци и крови, регулируют энергетический баланс организма.

Как правильно выполнять упражнения и на что следует обращать особое внимание во время практики:

  1. Прежде чем начинать движение в Чан Сы, нужно представить в суставах шарики, и все вращательные движения должны производиться вокруг этих шариков. Начало этим движениям придаёт шар в нижнем Дань Тяне, который является центральным шаром. Это похоже на систему передач, где шестерёнки связаны между собой и в процессе движения вращают друг друга. Сообщает инерцию всей системе одна главная шестерня, остальные в системе передач вращаются одновременно в разных плоскостях, приводя в движение разные механизмы, передавая движение всем отдалённым уголкам всего механизма.
  2. Движение Чан Сы производится через последовательное подключение суставов и сочленений, которые как будто соединены между собой. Внутренняя инерция рождается в Дан Тяне, внешняя - от поясницы проходит по спине, переходит к плечевому, локтевому суставам, затем к запястью и доходит до кончиков пальцев. По законам принципа соответствия, верхние и нижние конечности соответствуют друг другу: "Плечи соответствуют бёдрам, локти коленям, кисти ступням" - говорится в старых трактатах. Соответственно, если рука наматывает нить наружу, т.е., вращается наружу (шунь чан), то колено под этой рукой вращается наружу. Если же рука наматывает нить внутрь и колено под ней наматывает нить внутрь (ни чан).
  3. Нужно всегда использовать и чередовать два вида "наматывания нити ". Если кисть из положения ладонью вниз поворачивает указательный палец наружу, при этом мизинец поворачивает кисть, то это будет "наружное наматывание нити" (шунь чан) , если же, наоборот, указательный палец поворачивается внутрь и при этом ведёт движение большой палец, то это будет "внутреннее наматывание нити" (ни чан) . Во всех движениях Чан Сы присутствует это спиральное закручивание . Во всех круговых движениях по большой амплитуде существует это поперечное вращательное движение, которое переходит в спиральное закручивание. Это происходит за счет соединения двух траекторий: продольных и поперечных. Так же постоянно центр тяжести мягко и округло смещается с одной ноги на другую по траектории восьмёрки, создавая спиральное закручивание в суставах ног. Вращаются внутренние шары в бёдрах, коленях, голеностопных суставах, а подошвы плотно прилегают к полу, и вес тела постоянно перетекает с одной подошвы на другую, смещаясь по траектории восьмёрки.
  4. В древнем Китае при подготовке нитей для шёлковых тканей, когда вытягивали нить из кокона и наматывали, то если тянули её слабо или неравномерно, то нить запутывалась, если сильно - нить рвалась. Поэтому надо было нить тянуть неразрывно и плавно. В упражнениях Чан Сы все части тела должны быть расслабленными, движения плавными и неразрывными , словно вытягивает нить из кокона.

Если соблюдать все эти правила, Вы начнете ощущать каждый сустав. Не остаётся ни одного уголка в Вашем теле без движения, всё движется целостно. Энергия и кровь течет свободно, дыхание выравнивается и очищается, сердце и мозг успокаиваются. Организм балансируется, оздоравливается.

Представьте, что вы разматываете кокон тутового шелкопряда. Нить очень тонкая, и если потянуть её чуть сильнее - она порвётся. В то же время, если тянуть слишком медленно, нить провиснет, склеется сама с собой и запутается. Значит, тянуть надо ооочень плавно.

На этом основан один из основных принципов тайцзицюань стилей Чень и У - наматывание шёлковых нитей. Принцип универсальный: он сохраняется и в отдельных упражнениях цигун, и при выполнении длинных последовательностей движений - форм, и при парной работе. Но самое интересное, что и в обычной жизни наматывание шёлковых нитей крайне полезно. Оно помогает двигаться плавно и хорошо осознавать своё тело (а у этой способности ). Танец, игра на музыкальных инструментах, любой спорт - всё это будет получаться лучше, когда вы освоите шёлковые нити. В китайской традиции считается, что такие упражнения налаживают в организме, и помогают поправить здоровье. Существует много способов наматывать шёлковые нити, начать можно вот с такого:

Упражнение только кажется простым. На самом деле нужно стараться уследить за многими вещами одновременно, а именно:

  • Все движения происходят от даньтяня - области внутри тела, на два пальца ниже пупка. Движется даньтянь - и только вслед за ним рука, никак не раньше. Попробуйте почувствовать это, остановив движение даньтяня. Рука должна тоже моментально остановиться.
  • Подвешенность головы. Представляем, что всё наше тело висит на выходящей из темени нити, как гроздь винограда на ножке.
  • Подвёрнутость таза, «копчик стремится к носу». Можно проверить, насколько это получилось, положив руку себе на поясницу. Поясничный лордоз, то есть прогиб, должен распрямиться.
  • Между коленями находится воображаемый тугой шар, колени ни в одной из фаз движения не проваливаются внутрь. Поначалу за этим сложно уследить, поэтому можно, например, наклеить небольшие полоски на внутреннюю сторону колена. Когда колено начнёт проваливаться, тейп натянется и напомнит вам об ошибке.
  • Перед грудью тоже воображаемый шар. Это значит, что грудина немножко углубляется в сторону спины, и сама спина надувается, как наполненный ветром парус. Шар должен сохраняться при движениях рукой: рука не должна приближаться к телу. Особенно следите за локтем. Чтобы отработать этот и предыдущий пункт полезно перед собственно наматыванием шёлковых нитей .
  • Плечи расслаблены и не приподнимаются. Руки не поднимается выше уровня плеч.
  • Взгляд следит за ладонью.
  • В каждый момент времени ладонь находится строго напротив центральной оси тела. Корпус для этого постоянно немного поворачивается.
  • Движения очень плавные, как будто в воде. Иначе шёлковая нить порвётся.

Стиль Чень долгое время был доступен лишь избранным. А неизбранные старались всеми правдами и неправдами хоть чуть-чуть его освоить. Рассказывают, что семье Чень приходилось из-за этого тренироваться в основном ночью. Но и день не хотелось терять зря. Поэтому всякую дневную рутину они делали, соблюдая принципы тайцзи: развешивание и отжимание выстиранного белья, растирание зёрен жерновами, опять же наматывание шёлка. Даже мешая кашу ложкой можно делать тайцзи - принцип тот же, что и в наматывании шёлковых нитей.

Выстраивание тела включает в себя постановку ног (укоренение – порождение внутреннего потока и расширение поля внутренней энергии), постановку спины (формирование направленности внутреннего потока), постановку головы и рук (завершение внутреннего потока).

Порождение внутреннего потока начинается снизу, от Земли. От того, как поставлены стопы, колени, бедра, зависит положение всего тела и интенсивность восприятия восходящих от Земли потоков энергии.

При правильной постановке ног в них и во всем теле естественно вырабатывается собственная энергия и соответствующее внутреннее усилие, которые в дальнейшем питают весь организм. Такой процесс порождения энергии и распространения внутренней силы напоминает питание дерева от своих корней, отсюда и его название – «укоренение».

Укоренение, процесс очень важный во всех даосских практиках, является основой накопления внутренней энергии и появления новых глубоких внутренних состояний, возникающих в результате такого накопления.

Тонкое энергетическое питание внутренних органов (печени и селезенки, почек, желудка и желчного пузыря) связано с упражнениями по укоренению, так как сухожильно-связочные меридианы этих органов, проходящие по ногам, получают мягкое и гармоничное стимулирующее воздействие. Боевая сила Тайцзи – плотная сила – зависит от укоренения очевидно . Когда мы в состоянии контролировать ситуацию и направлять поток событий по нашей воле, то обнаруживаем наполненность низа живота и уверенную устойчивость позы тела. В обычной жизни изо дня в день мы оказываемся в состоянии укорененности в момент ощущения чувства равновесия и спокойной силы, когда обнаруживаем себя уверенно и спокойно стоящими на Земле.

Как правило, осознание и развитие этих состояний требуют времени, а начинаем мы всего лишь с точной постановки стоп и небольшого приседания. В ногах возникает целый набор особых, возможно незнакомых ранее, ощущений. Необходимо обращать на них внимание, так как это признаки возникновения внутреннего процесса. Прежде всего, это ощущение опоры на полную стопу, натянутых сухожильно-связочных линий и ощущение все возрастающей наполненности и разогрева ног от стопы до бедра.

Скорее всего, сперва стоять будет тяжело. Поэтому вначале достаточно 10-15 минут упражнения. По мере укрепления связок и тренировки всех соединительных тканей стойка будет все уверенней, а в какой-то момент существенно изменится восприятие: возникнет совершенно новое, особенное ощущение связи с живым Телом Земли. Этот момент может быть отмечен своеобразным «толчком» исходящей от Земли силы, которая мягкой волной «омоет» все точки тела снизу вверх. Тогда будет легко выполнять это упражнение в течение 45-60 минут.


Чтобы не растерять, а направить эту силу на работу внутри организма, необходимо научиться правильно, то есть прямо, собранно и расслабленно, держать «ствол» нашего «внутреннего дерева» - позвоночник – для подъема внутренней силы в покое и в движении. И одновременно правильно, то есть расслабленно и собранно, держать в покое и в движении грудную клетку – для сохранения силы и энергии внутри.

Состояние (правильное положение, подвижность и сила) позвоночника, особенно поясничного отдела, определяет возможность передачи внутреннего усилия из ног в руки без потерь, то есть сохранение энергии.

Выпрямленная, ровная поясница соединяет верх и низ тела, создает основу циркуляции энергии в сильной позиции тела. Умение правильно держать поясничный отдел позвоночника означает умение собирать и накапливать свою жизненную силу в статических упражнениях и приводить е в движение в динамических.

Проработка позвоночника и восстановление осанки методами тайцзи-цюань раскрывают систему каналов и меридианов тела, естественно меняют состояние тканей тела, прежде всего – внутренних органов.

Тренировка подвижности поясничного отдела позвоночника стимулирует жизненные силы организма, так как непосредственно влияет на состояние почек и коры надпочечников через систему соединительной ткани.

Постоянная тренировка выстраивания тела, тренировка осанки способствуют восстановлению энергетического потока. Постепенно раскрывается возможность осознанного восприятия внешних потоков пространственной энергии и своеобразное питание ими. Существенно увеличивается природный потенциал человека.


Вершина внутренней структуры – голова. Здесь, наверху, в центре нервной системы, встречаются все ее сигналы и потоки энергии. Множество соединений происходит на вершине головы, в точке «ста встреч» (бай-хуэй). Это естественный центр управления и организации процессов, точка ведения движения. В упражнении выстраивания тела голова через макушку соединяется с Небом, как бы подвешивается к нему. Позвоночник растягивается, мышцы расслабляются.

Как ноги являются сосудами энергии Земли, так и голова является сосудом тончайшей небесной энергии. «Подвешивание» головы позволяет различить в себе легкие, тонкие, близкие к Небу, расширяющие пространство ума состояния. По сравнению с ними ощущения тела являются более плотными и тяжелыми, близкими к Земле.

Так легкое (или пустое) и тяжелое (или полное) соединяются в единство. Телесные силы питают ум, а ум управляет потоками внутренних усилий и наблюдает гармонию всех питающих процессов.


Завершает процесс выстраивания тела положение рук. Ладони поднимаются перед собой так, чтобы плечи и локти были расслаблены, запястья и пальцы держим мягко, ладони слегка раскрыты. От позиции ладоней зависит направление потока ощущений. Мы можем направлять его в любом направлении в движениях тайцзи-цюань. В «столбовом стоянии» ладони направлены на центр тела, то есть энергия собирается внутри.

Практика выстраивания тела, стоя в вертикальной позиции, – одно из основных упражнений тайцзи-цюань и многих других даосских школ.


Выстроенное столбом тело от стоп до макушки головы является своеобразной шкалой состояний, на которой тяжелые, плотные собираются внизу, в области центра тяжести тела и в стопах, а легкие, тонкие воспаряют вверх, к голове и выше. Если правильная постановка ног и поясницы обеспечивает возникновение и собирание плотных ощущений, важных для создания силы, то постановка головы – условие возникновения легкого потока, необходимого для управления процессами и порождения состояний высокой скорости.

Гармония между тяжелыми (плотными) и легкими (прозрачными) вибрациями находится в сердце. Соединение верхнего и нижнего, быстрого и медленного, легкого и мощного и других противоположностей зависит от ощущения средней области тела. Поэтому говорится, что правильные движения рождаются в сердце, а регулярные занятия тайцзи-цюань улучшают характер и судьбу .


Возникновение устойчивых ощущений в областях центра тяжести, головного мозга и сердца приводит к специальным эффектам, существенным для всего дальнейшего развития в тайцзи-цюань :

  • - собирание плотных вибраций в центре тяжести создает предпосылки для возникновения устойчивого ощущения центра тяжести тела и его активностей;
  • - собирание легких вибраций в центре мозга – условие для концентрации внимания, проявление особых свойств и активностей ума;
  • - собирание внимания в области сердца – условие развития интуиции и тонкого сердечного чувства.

Ощущение вокруг и внутри этих центров подобны непрерывной среде, возникающей в результате серьезной работы над собой. Поэтому говорится о возделанном поле (Тянь), в центре которого может собираться зернышко, семя, капля алхимической чистой энергии, киновари (Дань).

Китайский термин «Даньтянь» обозначает соответствующий центр, наполненный вибрациями чистой энергии, что уже стало привычным для практиков внутренних стилей.

Все три Даньтяня (нижний, средний и верхний) возникают и формируются в результате достаточно длительной тренировки. Первые ощущения этих областей в практике столбового стояния могут появиться довольно быстро, но устойчивость и полнота ощущений Даньтяней, как внутренних полостей и раскрытых сферических пространств, в которых конденсируются соответствующие вибрации, могут потребовать длительного времени. Это – серьезный результат работы над собой. Чувство внутренней силы может быть доступно, так как возникает на стадии выстроенного скелета как совокупность ощущений ровных сухожильно-связочных линий и внутреннего равновесия.


В древнем Китае шелковая нить создавалась так. Брали коконы тутового шелкопряда, очищали их и размачивали в чанах с водой. Кокон терял плотность, распускался. Тогда надо было найти кончик нити и очень осторожно наматывать эту нить на деревянный барабан для просушки. Наматывание делалось крайне бережно, чтобы нить не провисала, не запуталась или не порвалась. Наматывание шелковой нити – это образ непрерывного аккуратного кругового движения, совершаемого всем телом без рывков и остановок.

Цзин – внутреннее усилие, чан – наматывание, сы – шелк, шелковая нить, гун – работа. Вместе получается – создание внутреннего усилия , подобного наматыванию шелковой нити, или работа с наматыванием шелковой нити. Так обозначается способ тренировки непрерывной передачи внутреннего усилия, созданного в «столбе», в движениях. В большинстве даосских школ есть упражнения такого типа, но в тайцзи-цюань Чан сы гун – одно из главных .


Сложные движения тайцзи-цюань строятся из простых . Элементом строительства являются круговое вращение руки, ноги или любой части тела.

В природе вообще и в движениях человека, в частности, нет прямых линий. Даже при ходьбе по прямой части нашего тела, включая ступни, бедра, пальцы рук, непрерывно двигаются по окружностям разных радиусов. И потоки соответствующих внутренних усилий двигаются по всему телу, обматывая его по спиралям.

Упражнение «наматывание шелковой нити» является одним из базовых, поскольку позволяет разобраться со всеми деталями построения простого кругового движения одной рукой. Освоив это, мы можем понять, как построить правильное движение любой сложности в дальнейших упражнениях тайцзи-цюань.

Существует «наматывание шелковой нити» для одной руки (правой и левой), для обеих рук сразу, есть разновидности «наматываний» - прямое и обратное, также отрабатываются «наматывания» для ног.


Научившись правильно стоять и создавать поток внутреннего усилия в простых движениях, можно переходить к освоению более сложных действий – основных форм школы.

Практически всешколы тайцзи-цюань , как и большинство школ Ушу, передают традицию через комплексы упражнений (таолу). Это последовательности позиций, поз и переходов между ними – так называемых, форм . В этих последовательностях форм собраны все основные приемы и проявлены принципы школы. Прежде всего, в каждой форме нужно одновременно мощно, устойчиво стоять, то есть, уметь выстраивать основной столб в разных позах и укоренять силу, и легко, мгновенно передвигаться, как кошка, хватающая мышь, или орел, падающий на добычу сверху. При этом не забывать продолжать действия «наматывание шелковой нити», чтобы сохранять в движении собранные в позициях усилия.


В тайцзи-цюань Гранд-мастера Чэнь Сяована на сегодня практикуются следующие формы:

  • - короткая последовательность из 19 форм (создана Гранд-мастером Чэнь Сяованом специально для быстрого входа в систему);
  • - старая последовательность из 82 форм (Лаоцзя);
  • - старая последовательность форм взрывных ударов (Лаоцзя Паочуй);
  • - новая последовательность из 82 форм (Синцзя);
  • - новая последовательность форм взрывных ударов (Синцзя Паочуй);
  • - последовательность из 37 форм;
  • - формы с оружием (с кривым мечом Дао, с прямым мечом Цзянь, с пикой, с алебардой, с двумя мечами Дао, с двумя мечами Цзянь).

Каждая форма изучается как совокупность движений и статических позиций. В любой статической позиции мы выстраиваем себя по принципам выстраивания тела - «столбовое стояние», а движения выполняем по принципу спирального ведения внутреннего усилия - «наматывание шелковой нити». Разбивка формы на мелкие движения сделана для удобства изучения. Эти разбивки проявляют различные структуры, направляющие потоки энергии и внутренней силы, понимание которых принципиально.


Туй – толкать, шоу – рука. Туйшоу – упражнение в парах для отработки навыков создания реального внутреннего усилия, слушания, слышания и понимания внутреннего усилия партнера, способности изменить внешнее воздействие в сторону общей гармонии и создать адекватное ответное действие. В туйшоу учатся взаимодействовать. Но, как и во всех упражнениях тайцзи-цюань , прежде всего, учатся создавать внутренний процесс, лежащий в основе Тайцзи , процесс, воплощающий принцип Великого Предела.

В тайцзи-туйшоу это реализуется в тринадцати действиях тайцзи-цюань . Постичь принцип Великого Предела – это значит научиться различать в действиях партнера и создавать самому каждое из тринадцати действий.

Реализовывать принцип Великого Предела в формах и осваивать 13 действий в парных упражнениях – это необходимая взаимодополняющая практика.


В системе Гранд-мастера Чэнь Сяована 5 уровней возрастания сложности в изучении туйшоу:

  • - форма туйшоу для одной руки;
  • - форма туйшоу для двух рук;
  • - форма туйшоу с шагами;
  • - более сложная форма туйшоу с шагами (Далюй);
  • - свободный поединок туйшоу.

На каждом уровне последовательно отрабатываются 13 принципов-действий тайцзи-цюань .


Проявляет баланс стойки или движения во всех направлениях. Принцип пэн учит быть абсолютно сбалансированным и держать противника на дистанции. Сила, приходящая со стороны, отражается в том же направлении, как от стены, а ты непоколебим.

Тот же принцип соединения верха и низа тела, что и в пэн, но в обратном направлении. Нас атакуют, мы вступаем в контакт и пропускаем через структуры своего тела внешнее воздействие – в землю. При этом мы откатываемся назад, создавая перед противником пустоту, куда он может провалиться и потерять равновесие. Происходит мягкое мощное действие пропускания противника в пустоту без потери своей силы.

Пара пэн-люй – это Небо и Земля взаимодействий, между которыми рождается все многообразие действий.


Это действие рождается из пэн, когда мы следуем изменениям партнера, сопровождаем эти изменения так, чтобы еще больше его разбалансировать. Обычно, надавливание происходит в наиболее слабом диагональном направлении, поперек стойки партнера. Внутренний смысл цзи – поиск самого слабого направления, самой слабой точки партнера.

Это любые приемы, при которых энергия течет через локти или плечи. Под локтями понимают не только острие локтевого сустава, но и все три стороны предплечья. Плечи имеют четыре стороны действия – спереди, сбоку, сверху, сзади вплоть до места между лопаток. То есть толчок спиной назад – тоже као.

Может быть, толчок или удар вверх. Это мощное действие, подобное тому, как взлетает мощное, крупное животное.

Например, дать упасть противнику, толкающему тебя в спину, неожиданно наклонившись вперед. Это действие обратное тенг.


Следующие - 12 и 13 - принципы касаются общего состояния более чем техники, они – результат освоения всех предыдущих техник.


Вы стоите на пути противника, и он уверен, что вы есть то, что он видит, и вы – там, где он вас видит. Но вы спонтанны и свободны, никакие планы и стереотипы не связывают вас, поэтому ваша реакция на его атаку неожиданна и повергает противника в шок. Он проваливается в неожиданно возникшую на его пути пещеру, пустоту.

В любых действиях, внешних и внутренних, медленных и быстрых, в любых ситуациях днем и ночью мы не изменяем принципам тайцзи-цюань.


В тайцзи-туйшоу Великий Предел проявляется в состоянии У-цзи , когда мы абсолютно спокойны и готовы воспринимать взаимодействия, не внося искажения своего эго. Когда мы разделяемся в себе, готовясь к движению, проявляются внутренние Инь и Ян, когда мы вступаем в гармоничный контакт с партнером, мы внешне образуем пару Инь-Ян. Одно рождает два.

Сразу после соединения рук возникает взаимодействие энергий, Ци приходят в движение. Два рождают три.

Мы слушаем эти изменения, осознаем, изменяем в нужную нам сторону в соответствии с нашим намерением и создаем собственную адекватную реакцию. Три рождает четыре.

Достижение единого с партнером состояние (один), дополнение друг друга до единства – образование пары Инь-Ян (два), проявление энергий взаимодействия (три) образуют первое триединство, с которым естественно связана четверка необходимых навыков – слушания, понимания, изменения и выброса усилия (четыре).

Эти четыре внутренних действия проявляют усилия и энергии, необходимые для успешного взаимодействия. Они есть в каждом из тринадцати внешних действий-принципов. Для того чтобы воплотить все 13 принципов Великого Предела в своих действиях, существует правило шести соединений – трех внешних и трех внутренних .


Три внешних соединения:

  • * плечи – бедра;
  • * локти – колени;
  • * кисти – стопы.

Выполняя это правило в формах, мы создаем условия для правильной циркуляции энергии. В туйшоу эти правила приобретают особую значимость – выполняя эти правила, мы можем сохранить себя в равновесии и передать усилие в необходимом направлении без потерь.


Три внутренних соединения:

  • * Дух – намерение ума. Сердце, спокойное состояние гармонии – порождает верное намерение ума, проясняет сознание.
  • * Сознание – энергия. Сознание ведет энергию в соответствии с принципами Тайцзи в нужном направлении.
  • * Энергия – внутреннее усилие. Сначала возникает поток энергии, и движение внутреннего усилия следует этому потоку, приводит в активность механизм действия сухожилий и связок.

Правило трех внутренних соединений выражает внутренний принцип организации всех движений тайцзи-цюань, связь ума и тела.


Практика «столбового стояния», «наматывания шелковой нити» вместе с исполнением форм тайцзи-цюань и туйшоу ведут к пониманию всех принципов тайцзи-цюань . Все эти техники связаны не только с тренировкой правильной постановки и движений тела, но и с ощущениями микродвижений, вибраций, потоков усилия и энергий. Поэтому такую работу принято называть Цигун (Ци – вибрации энергии, гун – работа). Цигун - это работа по взращиванию и воспитанию энергии.

Цигун – это комплекс последовательных упражнений. Во всех упражнениях, помимо внешних физических движений присутствует внутренняя работа, основанная на концентрации и тренировке внимания. Если мы сосредоточили внимание на макушке головы, то в этом месте количество Ци увеличилось. Ци непосредственно связана с нашей мыслью. Куда направлена мысль, там и собирается Ци. Если наше внимание плавно движется по участку тела в каком-то направлении – в этом же направлении движется и Ци. Если мы пристально смотрим на другого человека, мы отдаем ему часть своей Ци. Ци существует объективно, а ее развитие и качество подвластны нашей мысли.

Практик Цигун – множество, и каждый комплекс служит определенным целям. Тайцзи-цигун перемещает Ци по телу, и ведет тело вслед за энергией, что крайне необходимо для выполнения и отработки техник тайцзи.

Например, мы можем понимать упражнения «столбовое стояние» и «наматывание шелковой нити» как Цигун, если концентрируемся в них на работе с ощущениями потока энергии более чем на проработке всех остальных принципов. Работая над формами тайцзи-цюань, отвлекаясь от принципа Великого Предела и тринадцати принципов-действий в пользу проработки внутренних структур с соответствующим ощущением потока Ци, мы занимаемся тайцзи-цигун, но не тайцзи-цюань, так как последний должен включать в себя всю систему принципов.

Работа с внутренними структурами тела, ощущением потоков энергий, очищение энергии, наполнение энергией внутренних структур, тем не менее, - важная часть практики. Элементы Цигун в тренировочном процессе всегда присутствуют , так как при таком подходе прогресс в занятиях тайцзи-цюань идет значительно быстрее. Эта система упражнений развивает энергетический поток и качество вибраций человека, способствует очищению и преобразованию Ци, дает навыки получения энергии из окружающей среды и ее излучения из тела человека в окружающий мир, осознанного энергоинформационного общения с собой, внешним миром и всей Вселенной.

В основе целительного действия Цигун лежит его способность восстанавливать жизненные силы, сохранять и преумножать энергетические ресурсы организма, осуществлять массаж внутренних органов, гармонизировать работу коры головного мозга и успокаивать и уравновешивать сознание.

Чаньсы цзинь — усилие спирального скручивания, уникальнейшая и чудесная практика, сохранённая в тайцзицюань стиля чень, в полном объёме. Это непрерывное скручивание всех суставов тела при любом движении мягко плавно и непрерывно, что и делает тайцзицюань завораживающим действием, для наблюдателя и дарит максимальную эффективность исполнителю в каждом движении. Без спирального скручивания тайцзицюань не возможен.

Что термин "Чаньсы цзинь" означает? "Чань" на китайском — это "наматывать" или "скручивать". "Сы" — "шёлк", или — "кокон из шёлка". Китайское слово "Цзинь" на русский точно перевести невозможно. Очень приблизительно оно означает нечто вроде "определённой прочности". Говоря о боевых искусствах — это специфический навык, которого можно достичь только путём целенаправленного тренинга. Чтобы лучше понять, что такое "Чаньсы цзинь" — "Наматывание энергии, как "шёлковой нити"", нужно рассмотреть технологию обработки коконов тутового шёлкопряда.

При производстве шёлка коконы шёлкопряда опускают в горячую воду, в результате чего гусеницы гибнут, а коконы подготавливаются к наиболее лучшей обработке. Затем в каждом коконе отыскивается начало нити, чтобы размотать весь кокон. И здесь заключается самая главная идея для боевых искусств ("Не больше — Не меньше"): если при разматывании кокона шёлковую нить потянуть слишком сильно — она порвётся, а если слишком слабо, то — кокона не размотаешь . Человек, который разматывает кокон, должен тонко чувствовать степень натяжения нити.

"Наматывания шёлковой нити" является важным навыком в Тайцзи-цюань. Без него, все действия в Тайцзи-цюань будут лишь имитацией. Можно, конечно, заниматься Тайцзи и без "Чаньсы цзинь", но примерно на 80% все это будет просто физкультурой! Говоря о боевом аспекте, "Чаньсы цзинь" позволяет свободно и мгновенно изменять направления и потоки энергий в теле. Она позволяет более эффективно проникать в открывающиеся "бреши" у противника. Она позволяет легко ловить на "обманках" противника, "обвивать" его, с тем, чтобы использовать его же энергию для перенаправления уже с выгодой для нас.

Это основа основ. В ногах спиральное скручивание проявляется укоренением, в руках обматыванием, в теле собиранием и высвобождением энергии или силы. Ни один "приём" в тайцзицюань не делается без чаньсы цзинь. На этом усилии основан легендарный фа цзин — выброс силы, непоколебимая жёсткость и чрезвычайная мягкость тела бойца, и конечно, стремительность любого удара. С помощью чаньсы цзинь достигается результат, описанный в китайской поговорке — "Один лян сдвигает тысячу цзиней ". Это можно интерпретировать, как "Один грамм сдвигает тысячу килограмм".

В плане оздоровительных эффектов "Чань сы цзинь" является буквально "рогом изобилия". Это массаж и стречинг соединительных тканей, которые тем самым помогают восстанавливать и поддерживать организм в здоровом состоянии. Многие люди, которые овладели премудростями "Чаньсы цзинь", удавалось избавиться даже от хронических заболеваний или от последствий различных травм. Также "Чансы цзинь" благотворно влияет на координацию тела и на нервную систему. Его "наматывающие" и "разматывающие" движения отлично подходит для повышения тонуса мышц. Если вращательные действия "Чаньсы цзинь" осуществляются вместе с методом "Цельности тела", то они способствуют "очистке" лимфатической системы, восстанавливая циркуляцию Ци в теле. Практика "Чаньсы цзинь" — это огромный потенциал для продления молодости тела, укрепления здоровья и генерации энергии.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты , а выводы в статье могут быть интересны и полезны другим практикующим

Ключевые выводы сразу

Текущее понимание шёлковой нити сводится к выстроенным прямым и обратным психосоматическим связям между центром и конечностями. Cуставы тела формируют взаимозависимую биомеханическую структуру из пятнадцати основных центров преобразования двигательного усилия, а движение целостной структуры определяется по движению области нижнего дянь - тяня как соединение крутящих моментов двух плоскостей и ритмики, определяющих движение. Если отследить степени свободы по плечевому суставу, имеющему биомеханическую конструкцию типа "шаровая опора", то можно видеть, что возможны только два круговых движения плечевой кости относительно плеча. Грубо говоря - по часовой стрелке круг и против

Такова физическая сущность движения, однако в независимо от того, какой круг - есть фазы поворачивания ладони к себе и отворачивания от себя, которые есть и в круге "по часовой стрелке", и в круге "против часовой стелки". В процессе выполнения формы фаза отворачивания ладони от себя всегда означает расширение, более разматывающее движение хлыста руки с ручки туловища, поворот же к себе - это более сматывающее движение. Две боковые биомеханические оси от стопы до кисти, определяют вращение всех суставов по вращению любго из них, комбинация движения этих осей в фазах "шунь" и "ни" составляет целостное движение (кстати, подобно кручению спирали ДНК). Эта моя модель соотносится с объяснением в переводе М.М.Богачихиным книги Гу Люсиня, однако у него реально разматывающее движение называют ни чань (против хода), а реально сматывающее - шунь чань (по ходу). Энергетически полный цикл сжатия - расширения является четырёхфазным, соответствуя четырём сторонам и диаграмме тайцзи ту

О понятии "шёлковой нити" автор узнал из книги Гу Люсиня, переведённой Маем Михайловичем Богачихиным. К сожалению в разделе был упущен информационный блок, так что о том, что шёлковая нить является базовым понятием чэньского тайцзи сказано было, но что это такое детально сказано не было. Это частично было исправлено во втором издании, но детальнейшего объяснения сути также не было. Раз уж понятие шёлковой нити было продекларировано как ключевое ("ничто в форме не оходит от наматывания, не шунь, так ни, не прямое, так обратное"), автор занялся поиском, и получил дополнительные сведения из книг Александра Маслова, посвящённый син-и цюань. В последствии выяснилось, что понятие шёлковой нити характерно не только для Чэнь, но и для других направлений тайцзицюань и стилей внутренней семьи

Однако если в варианте Маслова понятие шёлковой нити описано довольно полно, то варианты, встречающиеся в различных переведённых источниках по тайцзицюань поголовно страдают туманностью формулировок или сильным упрошением. Ниже в статье планируется провести обзор встречавшихся автору вариантов

Чего найти не удалось - детального описания шёлковой нити для всего тела. То есть движения шёлковой нити для отдельных частей тела есть, но не для всего тела. Обычно встречается описания движения для рук, которые различаются для Гу Люсиня, Чжоу Цзунхуа и ряда других авторов. О движении для ног говорится, что оно повторяет движения для рук (Гу Люсинь), либо же предлагается отрабатывать движения по монаде для интуитивного постижения (Чжой Цзунхуа), или же говорится, что движениия для двух рук или для ног слишком сложны для описания словом

За время поиска автор не выработал для себя единой "картины мира" по поводу шёлковой нити, однако был найден ряд материалов, а также получены разъяснения как известных практиков (в частности Романа Романова, ученика Ма Хуна), так и мнение менее известных практикующих. Важно, что получить полной картины шёлковой нити у меня пока не получается, несмотря на полученную информацию, но поиск сути идёт

Итак, в классических и других источниках говорится, что наматывание и вытягивание шёлковой нити - это манера движения, которая позволяет увязать всё тело на центр и передавать усилие в любую часть тела. Характерной особенностью движения шёлковой нити является дополнение поступательного движения скручиванием конечности вдоль костной оси. Такое скручивание позволяет центрировать движение, выделить костные оси и опереть движение на них

О костной опорности говорят такие известные специалисты, как даосский мастер Мантэк Чиа, Олег Чернэ (клуб Инби), о проводимости через костную структуру говорят и классические источники, и менее известные авторы, например Боб Клейн в своей книге "Движения магии - дух тайцзицюаня". В то же время от учеников Романа Романова приходилось слышать довольно шокирующее заявление о том, что костная опорность не используется. Возможно дело здесь комбинировании традиционного тайцзицюань с другими направлениями, в частности илицюань, практикуемое высказывавшимися

Для целей исследования необходимо определиться, насколько парадигма неиспользования костной опорности соответствует общей канве чэнь ши, и как это влияет на понятие чаньсы цзинь. О чистоте стиля говорил в своём фундаментальном труде Чжоу Цзунхуа, подчёркивая, что только стандартный алфавит позволяет людям общаться. Уже после изучения алфавита (или параллельно, но разделяя и понимая) можно заниматься вариациями. Интрересы же прикладного использования на мой взгляд должны строиться с позиции чёткого понимания что и откуда пришло, иначе не будет чёткого понимания и, значит, не будет возможности определяться не с позиции чьего - то авторитета, но с позиции независимого от конкретных носителей традиции формализованного знания

Выделяют прямое (по ходу движения, "шунь") и обратное (против хода движения, "ни") наматывание шёлковой нити, однако не все специалисты согласны с таким переводом, предпочитая термины "шунь" и "ни". Чэнь Цзячжэнь и Гу Люсинь говорят о том, что если рисовать рукой диаграмму тайцзиту, рука будет плавно переходить в фазы шунь и ни (рисунок), а движение в ногах повторяет движение в руках. Ниже приведен рисунок с рисованием диаграммы, помеченные прямыми линиями переходы являются наматыванием по шунь чань, а помеченные пунктирными линями являются наматыванием по ни чань


Примечательно, что известный последователь Чэнь Чжаокуя Ма Хун приписывает Чжаокую прямо противоположное мнение о соответствии поворотов ладоней с прямым и обратным наматыванием. Что же говорит Ма Хун в разделе "Ма Хун - Тайцзицюань семьи Чэнь эстетика, здоровье, боевое искусство" из книги «Сущность и практика тайцзицюань семьи Чэнь», лекции Чэнь Чжаокуя, составлено Ма Хуном. Пекин 1992 год. ?: "В тайцзицюань семьи Чэнь, не важно большие движения или малые, быстрые или медленные, всегда идут по кругу или по дуге, любое место образует окружность, скручиваются в фазах шунь или ни, в каждом движении осуществляется мягкость и жесткость, быстрота и медленность, раскрытие и сжатие, подъем и погружение, это проявляется в каждой части тела, это является самым главным постулатом в теории тайцзицюань Чэнь Чжаокуя. Почему называется «скручивание в фазе шунь» («прямое наматывание») ? Почему называется «скручивание в фазе ни» («обратное наматывание»)? По этому поводу написано множество статей, нарисовано множество схем, однако комментарии смутные и не четкие. Чэнь Чжаокуй давал этому очень простое объяснение. Он брал своей правой кистью вашу правую кисть и скручивал свою ладонь в сторону мизинца, большой палец стягивался с мизинцем, это называется скручивание в фазе шунь; и наоборот, если ладонь скручивается в сторону большого пальца, а мизинец стягивается с большим пальцем, это называется скручивание в фазе ни. С вашей стороны, в первом случае будет скручивание ни, во втором скручивание шунь, соответственно наоборот. В одном повороте ладоней становится полностью понятным скручивание шунь - ни. Усилие скручивания ног в фазах шунь ни полностью аналогичны описанному выше..."

Однако же в другой своей статье Ма Хуна "Правильное положение всех частей тела в тайцзицюань стиля Чэнь", опубликованной в переведённой Р.Романовым книге "Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь. Вторая часть", СПб, 2008 в разделе "11. Кисти" сказано "Ладони также скручиваются в фазах шунь и ни, в фазе шунь мизинец ведёт к большому пальцу, выдвигается кромка ладони со стороны мизинца, при скручивании в фазе ни всё наоборот...". Конечно я могу ошибаться, но два прямо противоположных высказывания одного автора - это конечно же не явное вредительство и запутывание следов, это наверно какая то ошибка...

Во второй книге серии "Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь" Спб, 2008 Чэнь Чжаокуя и Ма Хуна, переведённой Романом Романовым, есть раздел "ответы на вопросы", на странице 335 даётся интересный комментарий относительно увязки прямого и обратного наматывания с силами пэн и люй, а также на все восемь сил в целом. В том числе явно говорится, что показанная у Гу Люсиня картина неверна. В частности в люйцзинь одна рука шуньчань, другая ничань. К тому же семь усилий есть продолжение пэнцзинь, и они имеют направления. Пэнцзинь спирально расширяется наружу, люй уводит силу горизонтально влево или вправо, цзицзинь направлена вперёд или по дуге вверх, ань вперёд по нижней дуге, ле разделяет горизонтально, верткально или по диагонали, чжоу и као возможны в разном направлении. Ещё одним примечательным моментом является перевод термина люйцзинь - протягивание. В конце второго издания первой книги Чэнь Цзячжэня и Гу Люсиня ("Секретные техники тайцзицюань стиля Чэнь", М:Изд-во К.Кравчука, 2005, глава 5 "Выдержки из трактатов", раздел 5 "О гимнастике "вскрывающте руки", стр. 420) также приводится отличный от общеизвестного перевод люйцзинь - обмахивание, которое, впрочем, тут же идёт указание на первоисточник, в котором применён привычеый термин "пропускание". Но это уже грани другой темы - восьми усилий

Также в этой книге термины шунь и ни предстают как центростремительная (шунь) и центробежная (ни) сила. Таким образом автор демонстрирует целостный и непротиворечивый в целом взгляд на предмет наматывания, отличающийся от взглядов других авторов. За исключением показанных нестыковок

Применительно к наматыванию для ног в книге Гу Люсиня сказано следующее: "прямое или обратное наматывание нити для ног определяется по направлению вращения коленных чашечек. А именно, когда коленная чашечка идёт от внутренней стороны паха вперёд, разворачивается наружу и обращается косо вниз, наматывая, или идёт от наружной стороны паха назад, поворачиваясь внутрь и направляясь косо вверх - это прямое наматывание. Когда же коленная чашечка идёт от наружной стороны паха вперёд, сворачиваясь внутрь и направляясь косо вверх, наматывая, или когда идёт от внутренней стороны паха назад, разворачиваясь наружу и направляясь косо вниз, наматывая - это обратное наматывание

И всё же во второй версии перевода книги года Чэнь Цзячженя и Гу Люсиня, выпущенной издательством Кравчука в 2005 году, представлен некий смысловой блок, касающийся наматывания. Два базовых вида наматывания расщепляются до нескольких векторных - левого/правого, верхнего/нижнего, внутреннего/внешнего, большого/малого, отступления/наступления. Комбинирование трёх видов векторного наматывания даёт объёмное кольцо. Неясно, где здесь переднее/заднее, демонстрируемое, например, в последовательностях шёлковой нити Чэнь Сяованом. Что же говорит автор в разделе "Суть движенгия усилия-цзинь как наматывания нити" ? Привожу выдержки: "... если говорить упрощённо, то, соблюдая требование "одно двинулось, движется всё", ладонь в своём перемещении или разворачиается изнутри наружу, или сворачивается снаруж внутрь, при этом образуется форма схемы великого предела. Указанные сворачивания внутрь и разворачивания наружу рассматривают по вращению указательного пальца... Прямое наматывание... это в основном усилие отражения... обратное наматывание... относится к усилию-цзинь откатывания люй... Эти два вида наматывания нити существуют на всех этапах движений в тайцзи и пронизывают его с начала до конца..."

Полный материал заинтересованный читатель может получить в этой выдающейся книге. Для наших целей важно, что представленного в книге материала всё же недостаточно для построения целостной "картины мира" по вопросу наматывания и вытягивания нити. Материал целостный и ценный, но, при всём уважении, не хватает рассмотрения других нюансов

Здесь возникает проблема разделения понятий, когда некое высказывание понятно автору, но не понятно читателю. В частности что совсем неоднозначно понимание "внутренней и наружной стороны паха". В целом можно видеть, что целостного представления о движении тела нет. Чёрт, а что же движение туловища, а увязка движения туловища и конечностей где? Как раз одной из задач сайта и является формализация и изыскание ключевых вопросов, которые могли бы добавить ясности в понимании сути явления и его место в общем объёме явления тайцзицюань. А то интересно получается - с одной стороны шёлковая нить называется сутью тайцзицюань, с другой детального описания перемен шёлковой нити для каждой части тела в проекциях формы и свободного движения нет. С другой стороны в других направлениях внутренней семьи отмечается шёлковая нить, но краеугольность этого понятия не декларируется

В классических источниках сказано "движение подобно наматыванию шёлковой нити, также оно подобно вытягиванию шёлковой нити. Потянешь чуть сильнее, и нить порвётся, потянешь слабее, и нить слипнется". Но это высказывание больше соотносится с формированием ощущения непрерывности и целостности движения в соответствии с другим классичесим высказыванием "одно двинулось - нет ничего не движущегося"

В нескольких источниках встречалось высказывание о движении в чэнь ши "всё существенное происходит между грудью и поясницей", а где то в 2011 году автору попалось выложенный в конце 2009 года на "ютубе" ролик с Чэнь Сяованом, в котором описывается базовые перемены, формирующие движение и соотносящиеся с высказыванием о груди и пояснице. Фактически знакомство с этой информацией совпало для автора с переводом объяснения на плоскостные модели, что планируется отразить в посвящённом плоскостным моделям разделе. Однако этот же аспект по моему мнению связан с наматыванием шёлковой нити туловищем

С подачи представителей клана Чэнь стали доступны упражнения шёлковой нити (чань сы). Частично они опубликованы в книге Чэнь Чжэнлэя "Тайцзицюань семьи Чэнь с приспособлениями и без них", а также преподаются вживую грандмастером Чэнь Сяованом и его последователями (например, описание у Яна Сибельсдорфа и Андрея Середнякова, преподавание в клубе Инби и на организуемых клубом семинарах Чэнь Сяована включает информационный блок упражнений наматывания шёлковой нити - автор посещал семинар 2006 года, также есть выделенные видеоматериалы по наматыванию шёлковой нити Чэнь Сяована, а в школе Бориса Бойко очень похожий информационный блок называют тайцзицигун). Однако и здесь не описана исчерпывающая картина по построению "паутины движения". Что подвигает на дальнейшие исследования. Кстати, вот эти упражнения (автор неизвестен, могут удалить)




На момент написания считаю важным подчеркнуть неочевидный момент в этих последовательностях. Тело в трёхмерном объёме движется по трём плоскостям сразу, как подмножество возможна фиксация какой либо оси, а то и плоскости, но такое движение, скорее всего, уже не будет целостным. Конечно мы в естественной жизни привыкли делать массу несвязанных и нецелостных движений за счёт включения отдельных мышечных групп, так что на понятие естественности существуют разные взгляды. При этом в процессе проработки своего горизонта осе-объёмных моделей я вскрыл "несводимость" перемен в моделирующем кубе объёма. Это видно в трёх вариантах основного движения последовательности шёлковой нити. Движется всё тело, но акцентируется та или иная проскость - продольный, сагиттальный или горизантальный круг. При этом дополняющее движение в другую сторону представлено неявно в формах для двух рук и без акцентации по плоскостям

Изучение различный взглядов на тему и вариантов реализации приводит к появлению ряда ключевых вопросов. Самое первое, говоря словами Инби - тайцзицюань является сферой, и его суть и возможности применения определяются направлением, в котором эту сферу катят. То есть нормальным языком суть, наполнение, особенности построения движения будут разными для дойки бабла в фитнесцентре, для ведовских занятий, для использования тайцзицюань в качестве прикладного искусства. Соответственно принципы построения движения и различные аспекты будут отличаться. С учётом отсутствия публично доступной полной инженерной модели построения движения в тайцзицюань в целом и в шёлковой нити, продекларированной как эсенция стиля, исследования обречены на построение множественных моделей для выделения сути

Определяющими для рассматриваемой темы на настоящий момент на мой взгляд являются вопросы о костной опорности и её аналогах, о допустимости размыкания суставов как части процесса накопления сухожильной силы при накручивании сухожилий на кости с перекручиванием (суставы частично размыкается - больше, чем необходимо для костной связи) и без перекручивания (сустав с шарнирной конструкцией не размыкаются, сохраняя управление ведущей костью), о вариантах проекции целостного движения "тела как замкнутой самодвижущейся системы" (термин Чэнь Чжэнлэя), о вариантах проекции перемен в энергетическом объёме на физическое тело, об использовании прямых и обратных связей сознания и тела (термин мой), о компонентах явления и обеспечения горючки (термин мой) для проработки и ряд других вопросов. Таким образом частный вопрос становится частью гораздо большего потока и исследуется уже с позиций глобальных алгоритмов мышления и чувствования (термин мой), применимых к различным явлениям и жизненным ситуациям, когда тайцзицюань является небольшой, но важной - как акцент - частью объёма Жизни

Возвращаясь к теме шёлковой нити, обозначенный перечень вопросов конечно не полон, но ответы на эти вопросы так или иначе влияют на объяснение особенностей шёлковой нити и формул построения движения в целом. Так как любое учение меньше Жизни, имеет смысл не только выявить суть шёлковой нити, но и сравнить полученные результаты с другими потоками, в первую очередь причастными ко "внутренней семье", а также с "житейскими" размышлениями и доступной телу динамикой рассеянных и собранных (целостных) движений

Именно установка на то, что чань сы является сутью тайцзицюань, подвигает на поиск полной инженерной модели движений шёлковой нити всем телом и возможных вариантов и комбинаций таких базовых движений. Опубликованных объяснений при такой постановке вопроса конечно же недостаточно. И, конечно же есть вопрос ПОЧЕМУ. Почему существует прямое и обратное наматывание, почему такое движение считается в тайцзицюане наиболее правильным, почему оно охватывает или не охватывает весь диапазон естественного движения человеческого тела - ну, мы же говорим о даосизме как корне тайцзицюань и понятии "цзы жань" как одного из важных понятий даосизма...

Если не получать ответы на эти вопросы, то нужно признавать, что либо детальной модели - формулы движения чань сы в тайцзицюань нет, либо о том, что понятие чань сы цзинь не есть суть тайцзицюань. Таких нестыковок, отсутствия ключевых моментов и масса воды встречается в источниках постоянно. Однако к сожалению даже такй вынужденный просев в поисках зёрен приходится признавать инструментом. А ведь жизнь дана нам вовсе не для того, чтобы тратить её на разбиралки с явлением, которое должно быть формализовано и доступно в виде инструмента для усиления родового потока - сути живущего

Если посмотреть в сторону требования о том, что "поступательные движения конечностей должны сопровождаться скручиванием вокруг костных осей", а также "сустав за суставом пронизывается и нанизывается", и "сустав на сустав опирается", то при рассмотрении биомеханической модели, где суставы и окружающие ткани выступают шарнирами и рычагами с определёнными степенями свободы, можно сделать вывод, что движение одной части тела приводит к управлению смежными, где как раз "сустав на сустав опирается". Но появляется вопрос какой конкретно сустав рассмартивается, а также присутствует ли размыкание сустава или же, наоборот, проводится суставная взаимоувязка

Кроме того, возникает вопрос идеи - ведение движения инерционно, когда происходит разбрасывание конечностями и болтание весом тела, или же опорно, когда внешние перемены диктуются выработанным управлением безинрционного движения наработанных ощущений в теле. Также возникает вопрос - либо тело движется так, что кости и суставы, а также сухожильно - мышечная и связочные обвязки последовательно управляют друг другом, или же происходит суммирование усилий различных членов тела, где кости и суставы выстраиваются для максимальной опорности, а сухожильно - мышечные образования используют эту опорность для создания вектора усилия

Конечно все эти вопросы могут иметь половинчатые ответы, когда истина лежит посредине и верны оба высказывания по вопросу. Но без ответов на эти вопросы построить модель движения и насытить её опорой в виде сравнения различных вариантов и ответа на множественные ПОЧЕМУ не получится

Довольно интересно исследование У Дае и Удэна Шусяня "Избранное о чаньсыцзинь тайцзицюань Ян" перевод на русский(C) Е.В.Турышев . В этом исследовании говорится, что термины шунь (прямое наматывание) и ни (обратное) изначально являлись лишь одной из пар наматывания (по книге Чэнь Пинсаня), тогда как у Гу Люсиня и Чэнь Цзячжэна трактовка несколько переиначена. Я (автор сайта) вижу за этими выводами только грани одного понятия, хотя и разночтения тоже. С одной стороны это отражение объёмной китайской модели миропонимания, лезть в которую с дубовой линейной европейской логикой бессмысленно, с другой это подтверждение моих выводов об отсутствии публично доступной "инженерной" модели движения, эталона, охватывающего и биомеханические и нэйцзинь аспекты. Кто сказал что "инженерия" внутренних усилий невозможна? Так вот отсутствие эталона можно рассматривать и как вред и как пользу. Но это отдельная история...

  • При прямом наматывании движение и энергетический поток совпадают, при обратном - различаются. Источник - серебрянный призёр по всекитайскому чемпионату по туйшоу
  • При прямом наматывании происходит отведение от тела, при обратном привелчение к телу. Это касается рук, ног, всего вообще. Источник - специалист из ветви передачи от Р. Романова (Ма Хуна и Чэнь Юя). Это перекликается с переводами классических источников, но как же туловище, как быть с ним
  • Приведённый выше вариант из перевода М.М.Богачихина, перекликающийся с другими источниками. Этот вариант неоднозначен и не описывает полностью соответствия между движениями и видами наматывания
  • Раскадровки соответствия движений из последовательности чань сы цзинь и видов наматывания - неполное описание, источники - Инби и продаваемые ими видеоматериалы с Сяованом
  • Вариант Чжоу Цзунхуа, говорящего о поворачивании ладони от центра и к центру

Возвращаемся к теме наматывания вообще и энергетической подоплёки в частности. Встречаются следующие подходы:

  • энергия разматывается в конечности из дяньтяня и сматывается обратно, заполняя всё тело на своём пути по спирали
  • энергия разматывается в конечности из дяньтяня и сматывается обратно, проходя по сухожильно - мышечным меридианам, являющимся в соответствии с теориями традиционной китайской медицины путями цзинь - сущностной энергии человека. Для заметивших путаницу с понятиями цзинь и цзин скажем - являющимися путями движения сухожильного усилия цзин. Следствием этого являются разные пути для потока разматывания и потока сматывания. Кстати Сяован в своих видеоматериалах по наматыванию говорит о том же
    Частным случаем является озвучиваемый в ИЛи цюане вариант движения энергии по большой орбите - макрокосмическому кругу, когда раскручивание происходит из точки мин мэнь вверх в спину по внешним сторонам рук и вниз по внешним сторонам ног, а возвращается по внутренним сторонам ног и рук, груди и животу в дяньтянь спереди. Причём левая и правая половины тела могут крутить энергию по разному, порождая комбинации движения. Изученние любого внутреннего направления допустимо, ибо они имеют единый корень понимания биомеханической и энергетической структуры тела, и по признанию многих патриархов говорят об одном и том же, а зачастую сливаются, как у Сунь Лутана
  • всё тело является неким "большим дяньтянем", "внешним коконом", являясь защитной структурой для внутреннего кокона, в котором происходит взаимодействие энергий, порождаемых внутренними органами и железами, и соотносимых с учением о Пяти первоэлементах. При этом энергия в этом внешнем коконе не шарахается абы как, а бвижется в соответствии со своими свойствами, имея соответсвия в наиболее грубой энергетической форме - физическом теле человека. Цзинь движется по сухожильно-мышечным меридианам, шэнь - по костной - суставной осевой структуре, ци наполняет всё тело. Например упомянания о внешнем коконе встречаются у Олега Чернэ, основателя клуба Инби

Например на сайти Инби в разделе, посвящённом обзору шёлковой нити , говорится, что существует два основынх вида наматывания - шунь чань, когда энергия раскручивается из нижнего киноварного поля и ни чань, когда энергия вкручивается внутрь в нижнее киноварное поле. Такое толкование, несомненно, имеет право на жизнь. Но. Но есть нестыковки, возможно в силу того, что нужно учитывать какие нито нюансы. Например с тем, что Чжаокуй, согласно, переводам М.Богачихина показывал разницу в прямом и обратном наматывании как вращение ладони вовнутрь и наружу, но вращение в одном направлении может быть как раскручивающм, так и скручивающим

На момент написания считаю важным отметить неочевидную вешь - указание на то, что вращение ладони наружу есть прямое наматывание и вращение ладони внутрь (вниз) есть обратное наматывание соотносится с различными источниками, в частности с книгами Чжэнлэя и Люсиня. Однако при ведении туловищем, при обеспечении связи между членами тела, при соответствии принципу "сустав за суставом нанизывается и пронизывается", при биомеханической увязке движений членов тела, при сохранении спиральности и так далее. Поворот ладони внутрь соответствует именно отведению от центральной оси тела наружу, а поворот ладони наружу соответствует затягиванию внешнего объекта к центральной оси тела. В каком то источнике приходилось встречать как раз противоположную позицию относительно видов осевого спирального вращения рук и видов наматывания шунь или ни

Получается опять же, что под наматыванием разными практикующими могут пониматься и понимаются разные вещи. Но этот физиологический факт несоответствия отметим. На практике достаточно попробовать делать приведённые формы последовательности шёлковой нити, чтобы увидеть, что опора от тела, позволяющая отводить внешнее усилие возможна при повороте руки по ни чань, как оно описано у Чжэнлэя и Люсиня, а по шунь чань при обеспечении целостного ведения центром возможно "затаскивание" на себя. Если же посмотреть на формы Ян ши, в частности на известного "воробья", то да, в том, что соответствует шунь чань можно увидеть отражение Пэн, однако кроме Чэней никто об определяющем акценте наматывания шёлковой нити не говорит, да и говорить о целостном движении можно с большой натяжкой, т.к. на горизонте биомеханики отдельные группы мышц работают самостоятельно, не "протягивая" ощущения усилия через всю биомеханическую структуру. Вообще выстроенность на мой взгляд тем качественнее, чем мы ближе к Чэньши. У Ян и У (шумного) с этим внешне всё хуже, а У Юйсян (Воинственный) согласно доступным материалам только начинал у Янов, далее продолжив у Чэней

Опять же я говорю про отсутствие и полностью детализированной методики построения движения. Всё это поддаётся формализации - примером могут быть как многочисленные методики цигуна, так и илицюань. Но именно в тайцзи обычно жмутся "держатели секретов". Возвращаясь к Инбишному варианту, он ведь фактически говорит о накоплении и выплеске, то есть о ритмике. А ритмики для однозначного описания движения совершенно недостаточно, это я уже проходил...

Важно в этом контексте, что для целей прикладного использования "напихать энергии в дяньтянь и глушить врагов", оно конечно заманчиво. Но есть правило суммирования усилий, когда физическое, энергетическое и банально прикладное должно соответствовать и взаимно усиливать друг друга. В контексте рассматривания тела как энергетической структуры, этот момент начинает звучать очень громко, и проработка энергетики и тонкая проработка физики начинают сливаться, и разделения энергетики и физики начинает сходить на нет. Ещё один известный специалист по даосским практикам - Олег Чернэ (Инби), организовавший ежегодные кэмпы и регулярно привозящий в Россию Сяована - ещё в начале нулевых обращал внимание на неадекватные ожидания современных последователей Ян Ши, считающих, что раскармливая дяньтянь и не обращая внимание на тело, они лет так через двадцать будут "всё крушить"

Увязка с физическим встречается у всех серьёзных исследователей и практиков, начиная от патриархов - Сяована (говорящего о низких столбах, тяжёлых пятиметровых шестах и палицах), Чэнь Юя (по информации занимавшихся с ним) и Ма Хуна (оперирующего, например, тяжёлыми каменными ступами, что отлично видно на подготовленных им видеоматериалах), и опускаясь до всё менее известных занимающихся. Другое дело, что галимая физуха - это ещё не всё, и это, конечно, не суть, но важная часть мозаики...

Таким образом понятие наматывания шёлковой нити получает дополнение в виде понятия путей, по которым движется энергия в теле, а задача построения полной инженерной модели пополняется требованиями о раскадровках движения энергии по путям внутри тела. Причём в соответствии с принципом всё двинулось - нет ничего не движущегося, для каждой фазы движения каждой формы и свободного движения должна существовать раскадровка по каждой части тела и каждому каналу. Впрочем об этом же косвенно говорит наиболее известный европейский официальный ученик Сяована - Ян Сибельсдорф, когда пишет в своей книге, что инструктор должен показывать на себе и рассказывать про тонкие движения дяньтяня в каждой форме при обучении новичка. Только вот опять же в публичном виде этих материалов нема

Однако среди китайских специалистов по тайцзицюань существует мнение о том, что этому искусству больше трёх тысяч лет, что клан Чэней не является его родоначальником, но получил передачу от одного из носителей, Цзян Фа, и адаптировал искусство, слив его со своим прошаолиньским направлением "Пушечные удары" (по одному из источников семья Чэнь известна была как "пушечноударные Чэни"), а сила спирального кручения вовсе не присуща тайцзицюань как ведущая особенность (хотя присутствует даже во внешних направлениях), и является позднейшим привнесением Чэнь Синя. Относительно последнего высказывания... Российский специалист - китаевед А.О. Милянюк, занимающийся, насколько мне известно, Ян ши тайцзицюань, перевёл книгу Юй Чжицзюня "Малоамплитудный комплекс стиля Ян..." М.:Стилсервис, 2008. В этой книге в главе 4 "Научные основания..." на странице 232 сказано "Что касается теории тайцзицюань, то исключая тайцзицюань стиля Чэнь, обычно все используют следующие трактаты: Ван Цзунюэ "Суждение о тайцзицюань", Чжэн Саньфэн "Суждение о тайцзицюань", "Искреннее разъяснение к приктике мастерства тринадцати позиционных основ", "Речитатив о тринадцати позиционных основах", "Речитатив о рукопашном бое" ..."

Далее в этой же книге начиная со страницы 572 в приложении два приведены тезисы доклада профессора Пекинского Института инженерно - технической информации Юй Чжицзюня на конференции ИДВ РАН в 2005 году "Недостатки в исследовании истории и развитии тайцзицюань в Китае на волне политизации". В этих материалах доказательно гнобится теория о том, что именно Чэни создали тайцзицюань. За полной информацией отсылаю заинтересованного читателя к книге. Здесь же приведу выдержки из обоснований - причиню: "Причина вторая... в труде Чэнь Вантина 22 абзаца переписаны из трудов Ци Цзигуана, из 32 позиций пао чуй 29 взяты у Ци Цзигуана, четвёртая часть паочуй целиком взята из шаолиньского комплекса хунцюань, методы копья Чэнь взяты из комплекса "24 позиции с копьём семьи Ян" и "комплекса восьми матерей", методы палки взяты из шаолиньского комплекса с шэстом фэнмобан, трактаты Чэнь Синя "Суждение о десяти главных требованиях" и "Слова о требованиях к применению боевого искусства" целиком списаны с трактатов направления синъицюань "Суждение о девяти требованиях" и "Методы рукопашного боя" ..."

Далее там же сказано с моими сокращениями "причина третья... Чэнь Синь выдвинул в качестве теоретической основы своей кулачной техники построения хэ ту и ло шу, чем полностью изменил "учение о первоначалах инь-ян механизма тайцзи" ... он закрутил круг тайцзи в спираль и впервые выдвинул понятие так называемой "силы спирального кручения (чаньсыцзинь)", объявив при этом, что "тайцзицюань - это всего лишь способы использования принципа спирального кручения". А это на самом деле есть доказательства того, что тайцзицюань клана Чэнь не пользуется базовой теорией "учения о механизме тайцзи", а потому и никак не может являться искусством тайцзицюань, это может быть только "чаньсыцюань" ... Кулачное искусство данного типа создано именно Чэнь Синем, и оно не имеет никакого отношения ни к Чэнь Чансину, ни тем более к Чэнь Вантину..."

Что же, это серьёзные заявления, которые требуют отдельного исследования. Однако не считают ли Чэнь Сяована величиной номер один в мире тайцзицюань. Это неоднозначно, например, есть сведения о том, что Сяован отказался от поединка с носителем тайцзицюань Чин, известного и как И - Ли цюань. И не являются ли классические последовательности старого стиля Чэней наиболее выстроенными и законченными? С этим действительно трудно спорить, притом, что хореография классических последовательностей разных семей сильно совпадает, а сравнение последовательностей лао цзя Чэнь ши, Ян ши и У Юйсяна на мой субъективный взгляд подтверждает ту часть истории о передаче, которая говорит о том, что основатель У Воинственного сначала учился у Янов, а потом у Ченей. Конечно это можно приписать слиянию полученной Чэнями передачи с практикуемым ими внешним направлением и более акцентированное на биомехание отношение. Однако же для получения результата пить нужно "из разных источников", и на мой взгляд вопрос первичности того или иного клана не должен затмевать задачи вытащить из под разнообразной шелухи и не образующей костяк информации суть в виде тиражируемых и результативных технологий

Теперь же отойдём от китайских трактовок, и посмотрим на альтернативы. По данным исследователей если слово "энергетика" заменить словом "биомеханика", а слово "цигун" - словом "дыхание", то традиционные китайские взгляды станут гораздо понятнее. Я не совсем согласен с этой формулой, так как в ней нет понятий прямых и обратных управляемых психосоматических связей, выливалщихся в управляемые ощущения, но зерно истины есть. Китайцы говорят, одни - о том, что в пределах прямого и обратного наматывания существует правое/левое верхнее/нижнее большое/малое и далее всего пять колец, другие говорят о том, что прямое и обратное наматывание явлются отдельным кольцом, наряду с ранее перечисленными. Также встречаются термины наматывания и обматывания, несущие разную смысловую нагрузку в русском языке. Что дальше?

Дальше - можно наматывать шёлк (или пряжу) на веретено, а можно и веретено вращать, удерживая нить в центре. Вот только что тут нить и что - веретено? Не здесь ли кроется суть? С учётом приведённых в переводе Милянюка мнений о том, что чэнь ши не является истинным тайцзицюань, но компиляцией, в том числе из Син И. Мягко говоря это спорное утверждение, хотя и аргументированное его автором. Но акцентируется на наматывании только Чэнь ши, тогда как кручение вокруг костных осей и увязка суставов (хотя бы в виде шаолиньского понятия шести соответствий) присутствует даже во внешних стилях. Однако в том, чтобы нанизать движения по трём осям Евклидова пространства на ось ритмики (расширение/сжатие, оно же отталкивание/затаскивание на себя) есть реальный биомеханический смысл свивания усилия. И можно было бы принять точку зрения, говорящую о том, что прямое и обратное наматывание есть фактически отталкивание и затаскивание на себя. Однако практики говорят, и им вторит книга Малявина с термином "природа жидконаполненных тел", что усилие отражения присутствует всегда (при этом классики предостерегают от болезни упора и силового противодействия)

По этой причине можно рассматривать суть термина прямое и обратное наматывание как синтез усилия по отталкиванию (со знаком плюс, или прямое) или затаскивания на себя (то же отталкивание с противоположным знаком, обратное), независимо от знака сопровождающееся отражением внешнего воздействия по тем или иным направлениям приходящей внешней силы. Это не полностью соотносится с высказыванием о том, что прямое нажатие - это отражение, а обратное - это пропускание. Это высказывание раскритиковано Ма Хуном, но и он говорит, что отражение это прямое наматывание, а пропускание может быть и прямым, и обратным. Интересна позиция семьи Чин (И Ли), говорящая об иньской стороне частей теля и о янской. Фактический поворот в точке контакта той или иной стороной можно считать отражением (янькие стороны) или пропусканием (иньские стороны)

Также я учитываю контекст своих исследований по базе физического двввижения в формах, по прошествии времени сведшееся к комбинированию вращательного движения куба структуры тела в двух произвольно взятых плоскостях из трёх возможных в Евклидовом пространстве с ритмикой отталкивания и затаскивания, ныне четырёхфазной. В этом контексте выстроены и все формы, причём движения форм стопроцентно вписываются построенную модель, чего не скажешь о ранних изысканиях. Так вот в этой модели движение объёмно и в определённых плоскостях и под определёнными углами является отражающим, под другими же - затаскивающим

Если же посмотреть с точки физиологии, то целостное движение биомеханической структуры тела, определяемое вращательными моментами любых двух плоскостей из трёх определяют три оси, а значит - и телесный объём в Евклидовом пространстве, и добавить на этом горизонте можно только ритмику. Однако в любом случае движение повлечёт за собой вращение конечностей вокруг костных осей и позвоночника в части тазового и плечевого пояса относительно друг друга. При этом рука, поворачиваясь хоть по шунь, хоть по ни, сможет совершать и движения отражения (пэнцзинь), и движения пропускания (люйцзинь). Более того, если люй является одним из проявлений пэн, то как согласуется это с попыткой отдельных авторов представить вращение шунь и ни как чёткое соответствие пэн и люй? А там у авторов не сказано "равно", а сказано "преимущественно"

Например, в "защите рукой и ударе от плеча" начальные действия двумя руками вниз с ведущим вращением, соответствующим вращению по ни в обоих руках, наиболее соответствует усилию именно отражения (на мой взгляд, хотя по отдельным источникам в Чэнь ши введены дополнительные усилия, и можно говорить об усилии вращения вниз - водоворота), что никак не согласуется с соответствием пэн (отражение) - шунь (прямое наматывание), ни с геометрией, описанной Малявиным в его книге. Опять же, разве нельзя сделать, например, нажимание (цзицзинь, уплотнение структуры тела) вправо, влево, вверх или назад? Кстати, при исследовании и раскладывании форм в повторяющиеся фазы как то иначе предстают казалось бы упрощённые по сравнению с Чэнь ши формы других направлений, по сути содержащие те же фазы без лишней избыточности

Выше показан процесс исканий, на текущий момент моё понимание шёлковой нити опирается на увязку со вскрытой формулой построения движения и запланирован к публикации. Окончательная волшебная таблетка пока не достигнута, хотя понимания стало существенно больше...