Самоучитель горнолыжника - ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Мне кажется, нет необходимости представлять советским горнолыжникам Жоржа Жубера. В нашей стране специалисты сразу же обратили внимание на работы французского тренера-исследователя. Издательство «Физкультура и спорт» было в числе первых издательств мира, выпустивших в свет перевод книги «Современный горнолыжный спорт» , написанной Ж. Жубером в соавторстве с Ж. Вюарне еще в 1956 г. На тренеров и спортсменов эта книга произвела большое впечатление глубоким и своеобразным подходом к трактовке горнолыжной техники и выяснению биомеханических закономерностей движения лыжника в спуске. И по сегодняшний день книгу «Современный горнолыжный спорт» относят к одной из наиболее фундаментальных работ в этой области спорта.

Однако у себя на родине, во Франции, Жорж Жубер долгое время не был признан. Нет, неправильно думать, что он был неизвестен. Как раз наоборот - его имя хорошо знали все лыжники. Достаточно сказать, что за последние пятнадцать лет он опубликовал шесть книг (все, кроме последней, написаны совместно с Жаном Вюарне). Более ста статей в различных спортивных журналах вышли под его именем. Книги Ж. Жубера читают на десяти языках мира. Даже в Австрии изучаются его работы!

Не признавала Жоржа Жубера официальная школа Франции, Федерация лыжного спорта. Дело в том, что отправной точкой своих исследований он выбирал всегда эффективность техники и методики обучения. Национальной же школе требовалась реклама, прославление ее собственных принципов в противовес принципам австрийской школы, которая долгие годы удерживала лидерство в негласной борьбе двух гигантов горнолыжного спорта, какими считали раньше и считают сейчас Францию и Австрию. Все это вело к неумолимому росту числа туристов, стремящихся с лыжами в горы Австрии, и как следствие самым положительным образом сказывалось на доходах владельцев гостиниц, подъемников, промышленников - производителей спортивного инвентаря и одежды, на заработках учителей-инструкторов, да и вообще подавляющего большинства населения альпийской страны, основным источником существования которого является предпринимательство в сфере зимнего туризма.

Обычно турист едет кататься на лыжах туда, где лучше поставлено обучение. Это один из основных критериев при выборе места отдыха. О качестве же методики преподавания он не может судить сам и потому неизбежно поддается влиянию пропаганды. По этой причине любая страна, где развит горнолыжный спорт, и тем более Австрия и Франция, любой ценой стремится показать превосходство своей школы, всячески рекламирует все, что есть, а иногда и то, чего нет, выдает желаемое за действительное.

Ради рекламы можно сделать все. Ну, и тем более можно принизить роль и значение работ тренера-преподавателя Гренобльского университета, который доказывает, что французская техника 50-х гг. противоречит рациональной горнолыжной технике. Судя по всему, именно поэтому вплоть до последнего времени Ж. Жубер не «приходился ко двору» дирекции французского горнолыжного спорта. Сложным и тернистым был путь к признанию во Франции талантливого тренера-исследователя и его соавтора и друга Жана Вюарне.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что никому в мире, кроме Жоржа Жубера, не удавалось так плодотворно сочетать исследования по вопросам техники с практической работой главного тренера известного своими спортивными достижениями университетского лыжного клуба Гренобля. Жорж Жубер в числе многих своих учеников воспитал и подготовил двух выдающихся горнолыжников: олимпийского чемпиона 1960 г. в скоростном спуске Жана Вюарне и двукратного обладателя Кубка мира по слалому, серебряного призера мирового первенства 1970 г. Патрика Русселя.

Интересный факт: сам Ж. Жубер никогда не блистал в спорте и вообще был лыжником среднего уровня. Впрочем, сейчас этому уже не многие удивляются. Ведь известно, что прославленный тренер австрийской команды середины 50-х гг. Фред Росснер был лыжником-гонщиком и сам на горных лыжах, как говорят, не стоял. Однако он подготовил непобедимую команду из таких горнолыжных звезд, как Мольтерер, Шустер, Хинтерзеер, Ридер, воспитал Тони Зайлера- олимпийского чемпиона 1956 г. Видимо, тренеру высокого класса вовсе не обязательно самому набрать бесконечный километраж лыжных спусков, собрать удивительную коллекцию призов и медалей; ему надо обладать чем-то особенно важным-тем, что составляет главное в тренерском искусстве. В отличие от Росснера французский тренер Оноре Бонне «стоял на лыжах», хотя также не слыл сильным лыжником. Но и тот, подобно своему коллеге, сумел подготовить первоклассную команду благодаря незаурядным организаторским способностям, педагогическому чутью, тренерскому опыту. В команде трехцветных при нем расцвел талант Жана-Клода Килли - второго в истории горнолыжного спорта трехкратного лауреата Олимпийских игр (1968 г.).

И вот школа Жубера уже дает новые всходы: итальянец Густаво Тони, ученик Жана Вюарне, единственный трехкратный обладатель Кубка мира по горным лыжам 1971, 1972 и 1973 гг., олимпийский чемпион по слалому-гиганту в Саппоро. Кстати, Жан Вюарне стал известен всему миру и Франции как выдающийся тренер после того, как успешно подготовил к соревнованиям 1969-1971 гг. команду Италии. Молодой лыжник из Гренобльского университета Эрик Сталь, техника которого в этой книге представлена на кинограммах, вышел победителем зимней Универсиады-72 в скоростном спуске.

В настоящее время Жану Вюарне и Жоржу Жуберу доверены ответственные посты в Федерации лыжного спорта Франции. Вюарне (вице-президент федерации) и Жубер руководят работой спортивной комиссии федерации.

Возможно, еще не все наши лыжники отдают себе отчет в том, насколько велика роль исследований Жоржа Жубера в изучении основ современной горнолыжной техники. Достаточно перечислить такие фундаментальные технические приемы, как винто-угловое движение, опережающий нырок туловища в повороте, выталкивание ног авальманом, разворот лыж бра-кажем, S-поворот, стойки скоростного спуска «яйцо» и «болид», которые впервые были изучены автором этой книги, чтобы оценить по достоинству вклад Ж. Жубера в теорию и практику горнолыжного спорта.

Жорж Жубер в книге «Самоучитель горнолыжника» обобщает свой двадцатилетний педагогический опыт работы в горнолыжном спорте и предлагает читателям легкодоступный путь начального обучения и дальнейшее спортивное совершенствование - восхождение к вершинам технического мастерства. Материал книги преподнесен в наиболее удобной, совершенно готовой, если можно так выразиться, к употреблению форме.

Книга содержит шесть глав. Кроме последней, специальной главы, посвященной анализу биомеханики и педагогики горнолыжного спорта, каждая из глав отражает определенный этап обучения.

Главы адресованы лыжникам разной квалификации. И любой из них- будь то новичок, начинающий лыжник или лыжник среднего уровня, хороший или очень хороший лыжник, спортсмен, постигающий вершины технического мастерства,- легко найдет нужный ему раздел книги. Живым языком автор обращается прямо к читателю, заставляет его работать на склоне, терпеливо тренироваться.

Текстовой материал подкреплен иллюстрациями - схемами, контурограммами, фотографиями и фотомонтажами из кинограмм, мастерски выполненными самим автором. А это очень важный момент учебно-тренировочного процесса в горнолыжном спорте, который по праву считают технически сложным видом и в котором поэтому особенное значение приобретают принцип наглядности и методы демонстрации в обучении.

В конце каждой главы автор заостряет внимание читателя на возможных ошибках в технике и показывает способы их устранения. Эти разделы, написанные подробно и убедительно, мне кажутся наиболее ценными по двум причинам. Во-первых, это одна из важных и в то же время тонких и сложных сторон подготовки горнолыжника. Во-вторых, описанию типовых ошибок в литературе по горнолыжному спорту уделяется неоправданно мало места. Кстати, так глубоко и всесторонне подметить недостатки различных приемов горнолыжной техники, классифицировать их, определить причины возникновения и способы устранения технических погрешностей может только высококвалифицированный специалист, педагог с большим опытом и тонким чутьем. Именно таким предстает перед читателем автор настоящей книги-воспитатель спортсменов мирового класса, учитель, заслуживающий самого высокого доверия.

В тексте временами звучит Критика в адрес установившихся тенденций и догм в горнолыжном спорте, с которыми автор не согласен. Причем он выражает свое несогласие несколько резко, и поэтому может быть неправильно понят читателем. Например, о чем говорит такая его фраза: «Хорошо подобранный для детей склон с подъемником может принести больше пользы, чем лучший из педагогов»? Просто о том, что плох тот тренер, который не в состоянии правильно подыскать рельеф для проведения занятий. Или: «Я никогда не навязывал лыжникам стандартных приемов в конкретной ситуации спуска»? И вместе с тем одно из главных достоинств книги - в четких указаниях по применимости разных приемов горнолыжной техники. В предисловии Жубер противоречит сам себе, говоря о тщетности любой методики, потому что по природе своей она «догматична». С другой стороны, в этой книге он предлагает свою методику обучения, причем уверяет читателя, что она очень хорошая. Мне кажется, что причина таких реплик - следствие продолжительных споров, которые вел долгие годы автор с представителями официальной школы.

Эти недостатки не портят общего впечатления о книге, представляющей большой и очень полезный для практики труд по методике обучения современной горнолыжной технике .

Несколько слов о терминологии. Автор книги Ж. Жубер смело вводит такие понятия, как бракаж, авальман, использует знакомый термин годиль и др. Перевод этих образных названий приемов дается в сносках. Русские эквиваленты имеют многозначный, и, стало быть, несколько менее выразительный характер, и их употребление при переводе могло бы вызвать путаницу при чтении. Применение более длинных словосочетаний русского языка, точно передающих смысл французских терминов, значительно усложнило бы текст, сделало бы его тяжеловесным, так как названия приемов встречаются очень часто. К тому же вышеназванные термины горнолыжного спорта уже используются и в других языках, т. е. стали интернациональными. Поэтому решение переводчика сохранить транскрибированные названия, на мой взгляд, наиболее целесообразно. Это делает русский текст лаконичным, легко читаемым и доходчивым, так как термины усваиваются очень быстро.

Для остальных терминов, составляющих большую часть специальной терминологии, переводчик подобрал, как легко заметят читатели, удачные русские эквиваленты.

Необходимо отметить немалую роль в издании этой книги переводчика Людвига Павловича Ремизова. Кандидат педагогических наук Л, П. Ремизов известен в спортивных кругах не только как исследователь по направлению техника катания на горных лыжах , но и как один из авторов книги «Техника горнолыжного спорта», переводчик книг Ж. Франко и М. Мора «Лыжи Франции», Ж.-К. Килли «На лыжах вместе с Килли», всесторонне отражающих состояние современного горнолыжного спорта. Прекрасный перевод книги Ж. Жубера «Самоучитель горнолыжника» оставляет большое впечатление.

Эта книга имеет все основания стать настольной книгой советских горнолыжник ов. Она принесет несомненную пользу как новичку, впервые вставшему на горные лыжи , так и спортсмену-горнолыжнику, совершенствующемуся в избранном виде спорта. И тем и другим я желаю самых больших удач в вихревых спусках по заснеженным горным склонам, побед на малых и больших трассах соревнований.

Ю.С. ПЕРМИНОВ, мастер спорта СССР, заместитель начальника Управления зимних видов спорта Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР

Прочитано: 1924 раз

Карвинг - эволюция или революция в горных лыжах? Ж.Жубер

Жорж Жубер. Карвинг - эволюция или революция в горных лыжах?

ИСТОКИ ЭВОЛЮЦИИ 90-ЫХ: в горнолыжной технике и в конструкции лыж

В течение последнего десятилетия 1990-2000 горнолыжная техника спортсменов международного класса изменилась самым существенным образом. К привычному темпу развития, совершенствования приемов, используемых мастерами, добавился воистину революционный скачок, произошедший благодаря появлению совершенно новой конструкции лыж. Императивная связь «техника приема - инвентарь» привела к тому, что огромная масса любителей, вдохновленная лыжами чемпионов и опробовав их, пришла к открытию новой техники скольжения на параллельных лыжах.
Сейчас настала пора дать глубокий анализ происшедшему.
Вплоть до конца 80-х годов, а точнее до 1987 года, технические приемы ведущих горнолыжных звезд можно было легко стандартизировать, разложить по полочкам. Основная задача, как в слаломе, так и в слаломе-гиганте сводилась к тому, чтобы добиться наилучшего сцепления лыж с жесткой снежной подложкой. Даже если это шло частично в жертву качества скольжения. И тогда наметилась эволюция в трех главных составляющих: техника приемов, повышение мышечной работоспособности и, параллельно с этим, улучшение инвентаря горнолыжника. И прежде всего, совершенствование конструкции лыж.

Вклад Альберто Томбы

Именно Альберто Томба, молодой тогда итальянский чемпион, положил с 1987 года начало к революционному обновлению техники высшего мастерства в слаломе и слаломе-гиганте. Его необыкновенно крепкое мышечное сложение, казалось, было в основе его необыкновенной специфической техники. Однако временные (хронометрические) оценки преодоления отдельных участков трасс на спусках показали, что свое преимущество он наращивал как раз на простых, легких участках, не требующих больших затрат энергии.
После тщательного анализа техники исполнения его приемов я смог, начиная с 1989 года, опубликовать в различных изданиях мира результаты моих исследований. Положение лыж более широкое, сильнее согнуты ноги, 100%-ная независимость движений туловища от ног, руки словно стабилизаторы разведены в стороны с целью избежать любого распрямления тела, а также увеличение амплитуды бокового перемещения ног под телом отличают эту технику. Начиная с 1988 года Альберто Томба одержал несколько десятков побед на этапах Кубка Мира, 8 побед в общем зачёте Кубка Мира и выиграл два титула олимпийского чемпиона в Калгари. На последующей олимпиаде Тобма так же получил медали.

Переход к конструкции спортивных лыж параболик (карв)

Французская фирма «Россиньоль», занимавшаяся экипировкой Альберто Томбы, задумала и реализовала совершенно особенные виды лыж. Среди них итальянский мастер отобрал ряд моделей, которыми эффективно овладеть никто другой, кроме Альберто, так и не сумел. Свое полное превосходство над остальными принудило многих подражать ему в меру возможностей. Для фирмы «Россиньоль» это был период успехов и славы.
Другие известные фирмы-производители поспешили следовать примеру и обновить технологию изготовления лыж для большого спорта. Французская фирма «Династар», снаряжавшая 6-кратного победителя Кубка Мира по слалому и слалому-гиганту, дважды серебряного медалиста на Олимпийских играх 1992 года Марка Жирарделли, а также Киети Андре Аамодта (2 победы на Кубке Мира 1991 года и золотая медаль в слаломе-гиганте на Олимпийских играх 1992 года), предложила чемпионам новые лыжи, у которых ширина носков и задников были необычными. Их параметры были 89-63-79, в то время как на традиционных горных лыжах соответственно 83-63-75 мм. «Династар» экипировал лыжами такого же типа известную итальянскую чемпионку Дебору Компаньони, которая начиная с 1992 года побеждала в 6 слаломах и в примерно двадцати многократных слаломах-гигантах на Кубке Мира.
Тогда я впервые дал их анализ в статье, назвав их лыжами «с тонкой талией». Это был первый шаг к спортивным лыжам с боковым вырезом "параболлик".
Начиная с этого времени производители лыж предложили любителям для облегчения исполнения поворотов модели с очень широкими носками (Elan SCX, Kneissl Ergo, Fisher Revolution).
Но технологические нововведения Россиньоля и Династара не были ограничены только формой боковых граней лыж. При этом были разработаны и дополнены эпюрные изменения распределения жесткости и гибкости по оси, на скручивание, а также в поперечном плане в носковой части, в середине и на заднике лыжи. Все это в комплексе обуславливало совершенно новое поведение лыж в слаломе и слаломе-гиганте, как в начальной и средней фазе ведения поворота, так и, особенно, при завершении дуги поворота.
Разница в ширине лыжи по длине увеличивалась и, в 1997 году, соотношение для лыж слалома-гиганта уже достигло уровня 99-61-87, приблизительно соответствующее основным, не экстремальным любительским моделям лыж почти всех известных марок. Правда, последние рекомендуются для катания более короткие, на 10 и даже 15 см.

Укорочение длины спортивных лыж «параболик»

Это был второй значительный этап эволюции спортивных лыж: в течение 1996-99 гг. произошло укорочение длины лыжи сначала на 5, а потом и на 10 см. Во всех видах горнолыжного спорта более короткие лыжи не уступали в эффективности лыжам традиционной длины. Кроме того, на укороченной спортивной лыже под подошву ботинка была вмонтирована специальная пластина толщиной от 10 до 20 мм. Эти пластина имеет двойное предназначение:
Во-первых, для того чтобы достичь более эффективной опоры на канты: узость лыжи в середине и приподнятость ботинка создают эффект опоры ледового конька.
Во-вторых, такая пластина уменьшает чрезмерную жесткость центральной части лыжи, обусловливая ее более равномерный прогиб по длине.
В спортивной технике пластины приносят большую пользу. Однако для любительского катания они вряд ли оправданны. Третий революционный «переворот» принес слалом 1998 года.
Укороченные на 15-20 см лыжи с сильно выраженными параболическими гранями с большим успехом проявили себя на самых крупных международных соревнованиях. Лыжи Саломон длиной 168 см, впервые использованные на Чемпионате мира 1998 года Флоранс Маснада, сразу же принесли ей успех: первое место в слаломе (в зачете комбинации). Молодая француженка Стефани Клеман-Ги с самого начала сезона ходила на лыжах Россиньоль в 170см. В состязаниях Кубка Мира. Австриец Марио Матт впервые выиграл международные соревнования по слалому в Кицбюэле именно на коротких лыжах "параболик" - Саломон в 168 см!
Параболическая форма спортивных лыж и уменьшение их длины стали основными факторами для дальнейшего фундаментального развития техники лидеров мирового горнолыжного спорта.

Техника поворотов Томбы завоевывает весь мир.

Феерический успех Томбы, начиная с конца 80-х годов, послужил стимулом выраженного изменения техники его главных конкурентов на слаломных трассах. Швейцарец Фон Грюнинген, еще в 1992 году классифицированный среди сильнейших «гигантистов» мира, и тогда с точки зрения техники прямо противоположный Томбе, стал переходить на более широкое ведение лыж, на более низкую стойку, на уменьшение амплитуды вертикальных движений, что позволило ему «оказывать сопротивление» итальянцу вплоть до 1998 года.
Ту же эволюцию, правда несколько запоздалую, прошли лучшие слаломисты и «гигантисты» из Австрии. Аналогичная история с норвежцами вслед за Аамодтом (Кристиан Фюрузет, Финн Йагге, Лассе Кьюсс и др.). То же с командой Словении, лидера которого Юре Козир одно время метили в наследники престола Томбы. У всех этих мастеров вырисовывались общие двигательные навыки новой техники. В этот момент стало возможным говорить о возникновении фундамента, фундамента новой техники.
Следует заметить сближение технических основ слалома и слалома-гиганта, которые ранее считались довольно различными. Появившиеся в слаломе-гиганте сокращение фазы входа в поворот, значительное снижение перегрузок на лыжи наряду с уменьшением радиуса поворотов в связи с использованием более коротких лыж параболической формы позволили гигантистам увереннее чувствовать себя и на слаломных трассах. И в то же время «чистые» слаломисты в поиске быстрейшего скольжения и наиболее рационального использования лыж, форма которых становилась все более параболической, постепенно приближались по технике движений к основам слалома-гиганта.

Вслед за Томбой эпоха Германа Майера

Уже в 1997 году неожиданно и мощно на международную горнолыжную авансцену вырвался молодой австриец Герман Майер. Хотя юниором он так и не был включен в состав национальной команды, но уже на второй год участия в соревнованиях Кубка Мира он вышел на самые передовые позиции (8 побед в гиганте и супергиганте). В течение 1997-98 годов Герман 21 раз поднимался на пьедестал победителей.
Поверхностные обозреватели отмечали в первую очередь его впечатляющие физические данные и агрессивность стиля. В то время как настоящие специалисты обнаруживали многие новые технические элементы австрийца, развивающие технику Томбы, сохраняя ее основные принципы и положения.
Вход в поворот выполнялся еще быстрее при уменьшении отрыва лыж от снега, траектории дуг становились еще более резаными благодаря переносу опоры на обе лыжи, увеличению амплитуды и продолжительности сгибания. Герман Майер выгодно отличается от своих чемпионов - предшественников буквально в течение той малой доли секунды, когда в начале поворота происходит облегчение и перекантовка лыж. При завершении поворота в конце резаного скольжения на нижней лыже он мгновенно переносит опору на кант верхней лыжи и сразу же начинает резать дугу следующего поворота.

Подражание технике Германа Майера и переход на его лыжи (австрийская фирма «Атомик») способствовали мутации гигантистов и слаломистов в австрийской команде, лидерство которой стало подавляющим (41 медаль на соревнованиях Кубка Мира-99, в то время как у Норвегии 10, а у Швейцарии только 6 медалей).
Небольшой выигрыш времени в начале каждого поворота может на всей соревновательной дистанции суммироваться в несколько десятых долей секунды, вполне достаточных для одержания победы. Следует отметить, что такой мгновенный вход в поворот сразу же выводит лыжи в более закругленную траекторию дуги с более ранним и мощным воздействием центробежной силы, что часто обусловливает значительное распрямление ног. Некоторые специалисты неправильно путают такое распрямление с широко известным в прежние времена сгибанием-разгибанием.

К новой технике от молодого австрийца Бенжамина Райха.

Из этого впечатляющего сильного коллектива, каким стала австрийская сборная, с 1998 года появилась новая талантливая звезда – Бенжамин Райх. Чемпион мира-97 в слаломе и слаломе - гиганте среди юниоров, он сразу же проявил себя на Кубке Мира-99, выиграв 2 слалома и один слалом-гигант. Все специалисты, ставшие свидетелями его первых успехов, отметили оригинальность его техники и сразу же предсказали ему большую спортивную карьеру.

Возможно, еще слишком рано утверждать, что этот молодой человек внёс усовершенствование в современную технику приемов высшего мастерства, но, безусловно, он явно отличен от Германа Майера.
Прежде всего своим телосложением: он более вытянут, стройнее. А также большей амплитудой движений и пластичностью, что, видимо, позволяет ему добиться наилучшего скольжения. Наконец, в результате увеличения амплитуды некоторых технических элементов, введенных еще десять лет тому назад Альбертом Томбой и далее усовершенствованных Германом Майером, ему удается завершать резаные повороты, сохраняя опору на обе лыжи и делая при этом не столь сильные сгибания. Речь идет, во-первых, о постоянной опоре на обе лыжи, чему способствуют морфологические особенности бочкообразной («кавалерийской») формы его ног, а также, возможно, о более частом использовании боковых распрямлений ног большей амплитуды.

Сопутствующая эволюция в технике катания любителей.

Вместе с изменениями в спортивной технике лидеров-чемпионов, как всегда, наблюдается совершенствование горнолыжных приемов у хорошо катающихся любителей горных лыж.
Во-первых, потому, что любители обычно следят за своими спортивными кумирами и стремятся их копировать. А, во-вторых, потому, что фирмы выпускают в массовое производство лыжи, которые являются производными от гоночных моделей. И эти лыжи дают максимум удовлетворения при катании если горнолыжник адапртируется к новым техническим приемам. Кроме того, эти новые лыжи сами по себе, стимулируют улучшение техники их пользователей.

Остановимся на основных элементах в технике.

Это – более широкое положение лыж, вход в поворот с опорой на кант верхней лыжи.

Это – опора на кант путем наклона колена внутрь, которая полностью либо частично заменила собой разгрузку лыж в результате традиционного разгибания.

И наконец, это – стремление к резаной дуге или хотя бы к наименьшему проскальзыванию в конце поворота.
Такие технические возможности скольжения обеспечивают именно новые геометрические характеристики лыжи. Как только она поставлена на кант, форма которого имеет достаточный прогиб (вырез лыжи ), лыжа имеет тенденцию двигаться по дуге, примерно соответствующей усредненному радиусу. Радиус этот является усредненным радиусом соответствующем параболической форме выреза. Этот фактор «параболы» становится моторным агентом в повороте.

Кроме того, укороченные лыжи становятся более маневренными и побуждают лыжника все более использовать вращательные импульсы, исходящие от коленных суставов и ступней, что редко применялось в прежней технике.

Параболическая линия лыжи образуется в результате увеличения ширины носка и задника при одновременном относительном сужении ее центральной части. Последнее особенно важно для спортивных лыж, чтобы создать условия наилучшего сцепления лыжи в резаном ведении на очень жестком снегу. Такой эффект гораздо менее полезен для свободного любительского катания, что привело к необходимости создания лыж со специальным параболическим профилем «туризм».

В туристском варианте лыжа чаще всего шире по всей длине, что способствует улучшению устойчивости в боковом плане и прощает ошибки в кантовании. Благодаря увеличению несущей площади лыж они лучше приспособлены для катания по любому рельефу и на различном по состоянию снегу, что в последнее время получило название «фрирайд».

Сегодня даже самые безупречные по технике горнолыжники-катальщики 80-х и более ранних годов, чемпионы и сильные в прошлом спортсмены, сохранившие свой стиль, а также те многочисленные инструкторы – надежные знаменосцы прежней методики, кажутся уже совсем отставшими от моды.
Все больше становятся привычными новые стойки, положения частей тела и технические приемы при выполнении поворотов. С очевидностью можно констатировать повышение эффективности у лыжников всех уровней, которые приняли на вооружение новую технику.

Быстрее и надежнее происходит как начальное обучение новой технике, так и ее совершенствование. Это особенно заметно среди молодежи, поскольку она меньше всего блокирована устаревшими техническими навыками. Наверное также и потому, что новый стиль движений более естественен по сравнению с ранее известными техническими схемами.

Появление в последнее время суперкоротких слаломных моделей лыж, возможно, еще быстрее ускорит развитие техники любительского катания. Некоторые из новых лыж, кажется, напрямую удовлетворяют желаниям любителей в легкости, комфорте и эффективности. Такие лыжи длиной 160см для женщин, 170 или 180 см, в зависимости от веса, для мужчин по всей видимости скоро станут базовыми моделями лыж ближайшего будущего.

Выход на первый план фрирайда, как в его традиционном виде катания вне трасс, так и в состязательных формах, сильно влияет на основную массу туристов-горнолыжников. Если не так сильно в первую очередь на технические приемы, то обязательно на выбор лыж более разностороннего назначения (лыжи-вездеходы), которые шире обычных на 4-6 мм.

Основы современной горнолыжной техники и ее отдельные приемы

Вернемся к основным техническим приемам выдающихся мастеров горнолыжного спорта, которые отражают его высшие достижения. Чтобы выделить их, можно просто ограничиться несколькими общими исследованиями, как это мы только что сделали выше.

Но можно также дополнить рассмотрением развития отдельных элементов техники, которые все вместе составляют то, что мы называем системой горнолыжной техники.

Широкое ведение лыж. Опора на две ноги.

Из истории

Начиная с 1956 года, мы вместе с Жаном Вюарне, будущим чемпионом Зимних олимпийских игр 1960 года, резко выступили против узкого ведения лыж в спорте, причем если в слаломе и слаломе-гиганте мы предлагали использовать стойку с полушироким положением лыж, то в скоростном спуске мы ратовали за широкое ведение лыж (знаменитая стойка «яйцо»).
Уже в 1962 году Оноре Бонне, тренер горнолыжной сборной команды Франции, также настаивал, чтобы члены команды несколько увеличили ширину постановки лыж. Такая техническая задумка, безусловно, стала одной из причин небывалого в истории командного успеха и общего количества выигранных медалей на Чемпионате мира 1966 года в Портилло (Чили).
От полуширокого ведения лыж, что отличало спортивную технику от любительской, а также от горнолыжных инструкторов всех стран, постепенно стали переходить к технике широкого ведения лыж, подражая чемпиону мира Альберто Томбе.
Итальянец уже в начале своей спортивной карьеры в отличие от других выдающихся спортсменов из разных стран меньше применял преимущественную опору на внешнюю в повороте лыжу, часто поровну загружая в повороте обе лыжи.
Эта опора на обе лыжи все шире и шире находила применение среди многих спортсменов. И своего апогея, новая техника, кажется, достигла прошлой зимой. Этот революционный элемент больше всего характеризует технический стиль молодого чемпиона Бенжамина Райха – этого чуда австрийской команды.

Преимущества

    Широкое ведение облегчает вход в поворот переносом опоры с ноги на ногу. Простой перенос преимущественной загрузки с нижней лыжи на внутренний кант верхней лыжи обусловливает перекантовку лыж, являющейся важным элементом любого поворота.

    Такой перенос опоры в широком положении лыж автоматически мгновенно создает необходимый наклон тела внутрь следующего поворота для компенсации неизбежного действия центробежной силы.

    Широкое ведение облегчает сцепление со снегом обеих лыж во время скольжения в повороте. Во-первых, потому что из-за увеличения площади опоры облегчается равновесие в боковом плане. Во-вторых, потому что благодаря большей свободе действий ног становится легче регулировать кантование каждой отдельно лыжи путем изменения положения коленей.

    По той же причине оно облегчает импульсы разворота каждой из лыж, которые поступают от усилия голеней.

    И еще. Улучшение бокового равновесия при входе в поворот благодаря широкому положению лыж, о чем уже говорилось, позволяет осуществлять более раннюю опору на кант внутренней лыжи. Это сцепление внутренней лыжи со снегом иногда может опережать кантование и опору внешней лыжи. Благодаря этой кратковременной фазе опоры на внутреннюю лыжу современный мастер избегает сбоев скольжения и раскрывает для себя новые возможности устойчивого движения.

    При широком ведении смена опоры на лыжи позволяет лыжнику освоить и совершенствовать то, что мы называем боковая игра ног (динамичное отталкивание нижней лыжей, боковой перевод обеих ног под туловищем).

    И последнее преимущество: инструктор, который хочет поставить своего ученика на «широкие» лыжи не встречает особых технических трудностей. Нужно только проявить терпение.


Недостатки

    Постоянное согнутое положение (и движение) ног во всех фазах поворота, которое позволяет наилучшее распределение давления на лыжи, а также лучшее скольжение, физически требует большой энергии и особой подготовки. Из-за ширины положения лыж и наклона тела внутрь дуги сгибание внутренней в повороте ноги очень значительно, особенно в конечной фазе. У некоторых мастеров можно заметить, что ягодица внутренней ноги иногда почти касается снега. Такое сгибание, названное нами «гиперсгибание», требует колоссальных усилий.

    Ввиду неизбежного влияния техники широкого ведения лыж на многие отдельные технические элементы, адоптация широкого ведения лыж, что может поначалу показаться несложным, тем не менее требует огромного переучивания, для того чтобы выйти из привычного узкого ведения лыж и освободиться от укоренившегося навыка преимущественной опоры на внешнюю лыжу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕЗАНОГО СКОЛЬЖЕНИЯ

Контурограмма 1 (2 фигуры):

Первое упражнение для резаного скольжения «Уловить» технику: 1-я фигура - в положении упора наклон колена внутрь. Закрепить навык: 2-я фигура - наклон колена и усилие разворота ступни внешней ноги внутрь.

Контурограмма 2:

Прочувствовать и улучшить резаную технику в широком ведении лыж. Опора на две лыжи в длинных отлогих дугах – анфиладах

Контурограмма 3:

Ведение дуги с опорой на две лыжи. Широкое ведение позволяет обеспечить хорошую подвижность в коленных суставах для независимого управления каждой лыжей.

БОКОВАЯ ИГРА НОГ

В традиционной технике выполнения входа в поворот, в движение включается все тело во взаимодействии с нижними конечностями. С другой стороны, в свое время стали появляться приемы, в которых независимо или частично независимо "работали" ноги и туловище, для этих элементов техники появился специальный термин "игра ног" . Роль приемов сводилась в основном к тому, чтобы развернуть лыжи для входа в поворот, либо в сочетании с разворотом туловища в противоположную сторону (винтовое и винто-угловое движение), либо с фиксацией туловища при опоре на палку в момент укола («возврат винта»).

В современной технике "игра ног" осуществляется главным образом, как в независимой подвеске, под туловищем в поперечной плоскости, по отношению ко всему телу. Движение может выполняться без, собственно, бокового смещения лыж. В этом случае речь идет о так называемой боковой игре-глиссировании . Но если боковое смещение, то мы уже имеем дело с динамичной боковой игрой ног .

Боковая игра ног - глиссирование

Речь идет о переносе преобладающей опоры с нижней на верхнюю лыжу. Точнее на то ребро-кант верхней лыжи, которое станет внутренним в новом повороте. (переноc опоры на внутренний кант лыжи, которая станет внешней в ново повороте). При этом туловище совершенно не участвует в перемещениях.
Смена опоры технически упрощается в связи с широким положением лыж и становится более эффективной при увеличении загрузки носка верхней лыжи. Это движение автоматически ведет к возникновению общего наклона тела внутрь дуги поворота.

Небольшое расслабление верхней части тела способствует выполнению бокового наклона-сваливания и принятию несколько передней стойки, о чем было сказано выше. Такая пластичная реактивность тела способствует улучшению устойчивости равновесия при входе в поворот.

Для освоения техники боковой игры-глиссирования рекомендуются многократные спуски по линии ската с выполнением длинных сопряженных поворотов: при этом лыжник в стойке «яйцо» во всех фазах поворота непременно сохраняет плотный контакт лыж со снегом.
Постоянная загрузка обеих лыж становится доступной лыжнику с постепенным овладением мягкого, "прогрессивного" переноса опоры с нижней лыжи на верхнюю.

Контурограмма 4:

Боковая игра ног – глиссирование

(Постепенный – прогрессирующий вход в поворот)

Динамичная боковая игра ног

Теперь уже недостаточно простой смены опорной ноги, для того чтобы исполнять более крутые повороты на еще более крутом склоне.

Первый тип динамичной боковой игры ног демонстрировал Томба уже с первых своих выступлений в большом спорте: начиная с мощной опоры на кант нижней лыжи, лыжник устремляет всю массу своего тела наверх. Вслед за этим сила бокового броска абсорбируется кантом верхней лыжи, которая начинает резать дугу нового поворота.

Второй тип динамичной боковой игры: поперечное перемещение ног под туловищем. В момент переноса опоры с нижней на верхнюю лыжу делается мгновенная разгрузка лыж и смещение их вбок. Лыжник тут же загружает кант верхней лыжи либо переносит опору сразу на обе лыжи и начинает поворот.

В случае сильно закругленных поворотов как только происходит боковое перемещение и особенно при возобновлении контакта лыж со снегом, необходимо придать им небольшой разворот, чтобы обеспечить начало более крутой дуги. Облегчение-разгрузка, позволяющая боковое смещение лыж, есть ни что иное, как начало авальмана, о чем мы будем говорить дальше. Как только завершается фаза возобновления контакта лыж со снегом, лыжник действует подобно описанному случаю боковой игры-глиссирования.

Боковое отталкивание с нижней лыжи и переход – приземление в резаное ведение на кант верхней лыжи.

Авальман и переход в более отлогий поворот на большей скорости

Боковое распрямление

При невнимательном рассмотрении техники современных чемпионов и, в частности, не обращая внимания на контакт лыж со снегом у таких мастеров, как, например, у Бенжамина Райха, может сложиться впечатление, что разгибание всего тела в начале поворота снова входит в моду. В действительности же разгибание выполняется не в момент опоры на канты, а сразу же после нее в фазе разгрузки-облегчения, сопровождая перенос опоры с ноги на ногу или боковое смещение лыж. Такое разгибание, которое мы назовем «распрямлением тела», принципиально отличается от обычного разгибания, целью которого является разгрузка–облегчение лыж.

Распрямление предназначено для того, чтобы в момент начала поворота увеличить амплитуду бокового перемещения лыж относительно туловища. Всегда это происходит во время наклона тела внутрь дуги поворота. Выталкивание-смещение в сторону лыж усиливает эффект наклона и при дальнейшем продвижении создает условия большей амплитуды сгибания, что обеспечивает в свою очередь возросшую возможность амортизации сверхдавления при центробежных нагрузках.

Овладеть боковым распрямлением значительно сложнее, чем навыком простого бокового смещения лыж. Потребуются долгие часы тренировок.


Авальман с боковым распрямлением для увеличения наклона внутрь дуги еще более крутого поворота.

В результате приходит совершенная техника высшего мастерства резаного скольжения.

Контурограмма 5

Ритмика боковой игры при чередовании

коротких сопряженных поворотов

ТРАЕКТОРИЯ ПОВОРОТОВ

Статус кво современной техники.

Мы являемся свидетелями развития двух явлений:

Повороты, исполняемые в слаломе-гиганте, супер-гиганте, даже в скоростном спуске, а также повороты хороших лыжников в свободных спусках исполняются с заметно меньшим проскальзыванием вбок лыж. И когда в поворотах исчезают эти проскальзывания, то говорят о резаной технике.

Трансформируется понемногу и форма дуги. Улучшение сцепления кантов в начале поворота позволяет сильнее закруглять дугу в этой фазе и далее, а в следующих фазах поворота вести ее более отлого. Эти новшества в технике дают выигрыш во времени на спортивных трассах, а в свободном катании обусловливают более гармоничное, непрерывное резаное скольжение.

6. След-траектория:
6а - Плохо: проскальзывания вбок – торможения при завершении поворотов
6в – Хорошо: Резаное скольжение – ускорение при выходе из поворота

О резаных траекториях дуг.

Ранний резаный вход в поворот.

Укороченная разгрузка, ранний наклон тела внутрь, ускоренный перенос опоры на кант верхней (внешней в повороте ) лыжи обеспечивают почти мгновенный вход в поворот. Тут же, вследствие действия центробежной силы создается сверхдавление на кант верхней лыжи (или на обе лыжи одновременно) - условие быстрого начала резаного ведения.

Равномерно-резаное ведение по всей дуге поворота.

В прежней технике, именно вертикальная резкая загрузка лыж, как вследствие большого облегчения-разгрузки, так и при завершении поворота, обусловливали боковое соскальзывание лыж в повороте. Ныне сверхдавления распределены во времени и пространстве движения или вовсе устранены, в результате чего достигается продолжительное резаное скольжение на кантах по дуге.

Преобладание резаного ведения в силу параболической формы кривизны лыж.

Благодаря большей изогнутости боковой грани современной карвинг-лыжи при закантовке на склоне она, врезаясь в снег, сама стремится скользить по дуге. При этом радиус описываемого лыжей поворота зависит от кривизны ее собственной боковой грани. Фирма-производитель часто указывает ее усредненный показатель радиуса дуги. Однако в реальности кривизна дуги сильно варьирует в зависимости от степени закантовки, а также от реакции лыж на нагрузки прогиба и торсионного скручивания.

Изменения рисунка поворота

В первой части поворота:

В прежней технике во время разгрузки-облегчения и последующей постепенной загрузки лыж при приземлении начало поворота было мало выраженным, или, как говорят, «смазанным».

В современном карвинге, как только произошла перекантовка и опора перешла на внутренние канты, поворот «зачат». Такое начало поворота обусловлено двумя геометрическими характеристиками современных лыж.

Во-первых, благодаря более «приталенной» форме боковых граней лыж. И еще и потому, что широкие лопатки носков лыж «цепляют» снег ниже (по склону) оси продольного скольжения лыж, т.е. ближе к центру поворота.

Во-вторых, создаются дополнительные условия, которые ведут к ускорению и большей эффективности начала поворота. Так, загрузка носков лыж улучшает сцепление со снегом и усиливает роль этого технического элемента:

При наклоне колена верхней (внешней ноги) внутрь поворота (для того чтобы перевести лыжу на кант) возникает двойной двигательный эффект: загрузка носка лыжи в результате опускания вперед колена вызывает разворот лыжи, - что облегчает начало поворота. Это воздействие переходит, тут же, на обе лыжи.
Во второй половине поворота.

В обычном случае, в случае старой техники, в конце поворота, когда относительная "крутизна" лыжа-склон нарастает, - возникает больший боковой снос лыж.

В современной технике для движения на общем заданном радиусе виража при закругленном начале поворота - вторая половина его дуги более отлогая. Отсюда уменьшение действия центробежной силы в конце поворота. Таким образом, уменьшается риск проскальзывания вниз, а лыжник, более того, даже испытывает ускорение.

Важно отметить, что это чувствуют на себе, как мастера на спортивных трассах, так и любители-лыжники в свободном катании.

Дуги более отлогие, но скольжение-глиссирование быстрое, резаное.

В спортивной технике часто считалось, что надо стремиться спрямлять дуги и направлять носки лыж прямо на внутренний флаг следующих ворот, у которого делать очередной поворот и далее снова вперед-напрямую (Так называемый Z поворот ).

Сегодня всем известно, что стремление сократить таким образом путь вынуждают делать резкий разворот у древка, что ведет к торможению и следовательно к потере времени при прохождении трассы.

Закругление дуг, достигаемое благодаря параболической форме лыж и развитию горнолыжной техники спусков, позволяют мастерам улучшать результаты на спортивных трассах, а любителям свободного катания добиваться легкого гармоничного глиссирования в поворотах на снегу.

7. Два вида дуг современных поворотов:

7а - Траектория движения по дуге окружности (постоянный радиус)

7в - След (обозначен пунктиром) траектории несколько протяженнее. Но в конце дуги лыжник «выстреливает», ускоряется, что приводит к выигрышу во времени.

7с - Радиус в начале поворота минимален (дуга сильно закручена) и далее в процессе движения увеличивается (раскрытие дуги).

8. Положения тел мастеров в современной технике поворота

(контуры киносъемки Германа Майера)

8а - Подача тела вперед при выходе из поворота

8в - Осаженное назад положение в конце поворота

9. Гиперсгибание в конце дуги.


НЕЙТРАЛЬНОСТЬ ТУЛОВИЩА, АВАЛЬМАН, ОПЕРЕЖЕНИЕ

Широкое ведение лыж и боковая игра ног – вот наиболее характерные элементы, которые выделяют технику современных лидеров горнолыжного спорта. Есть еще один элемент не менее разительный по сути своей. Это – устойчивость положения туловища, которую мы предпочитаем называть независимой, нейтральной.

Нейтральность туловища

Слегка наклоненное вперед туловище в открытой стойке с выдвинутыми руками, оно скользит в пространстве как бы само по себе, плавно и без каких либо дополнительных движений. Такое стабильно устойчивое, спокойное перемещение над склоном туловища тем более удивительно, если обратить внимание на исключительную быстроту игры ног. Такой контраст вынуждает нас говорить о «нейтральности» туловища по отношению к остальной части тела.

Речь идет, во-первых, о нейтральности в вертикальной плоскости, возникающей в результате устранения какого бы то ни было разгибания с самого начального момента опоры-кантования.
И, во-вторых, о нейтральности в поперечном плане, поскольку механизмы воздействия на лыжи больше не требуют ни известных в прошлом вращательных бросков, ни винтовых, ни полувинтовых движений.

Но тем не менее, огромная инерция устремленного вниз по склону туловища играет в современной технике решающую роль. Туловище как бы выполняет функции стабилизатора-опоры для ног-подвесок и позволяет применять наиболее эффективную разгрузку лыж авальманом. При выполнении поворотов и, особенно, при сопряжении дуг вдоль линии ската, туловище служит своеобразным балансиром-регулятором, координируя в целом отдельные составляющие движений в поперечной плоскости.

Эти два технические элемента, только что рассмотренные с позиций механики, едва уловимы, Однако роль их существенна.

Рисунок 10. Туловище в устойчивой позе гладко «скользит» вниз по склону

Разгрузка авальманом

При использовании боковой игры ног – глиссирования нет необходимости специально разгружать лыжи. Перенос опоры на верхнюю, в момент начала поворота сам по себе уже обусловливает разгрузку нижней лыжи.

И наоборот, при динамичной боковой игре ног всегда можно увидеть некоторое облегчение лыж, доходящее вплоть до заметного отрыва лыж от поверхности снега. Это облегчение достигается за счет короткого подтягивания ног под туловище – прием, который еще в 70-ых годах систематически применяли чемпионы мира Г. Тоени и П. Руссель, и который был назван «авальманом».

Теперь авальман принимает едва заметные формы. Он сильнее чувствуется по полученному эффекту, чем по его очертаниям. По этой причине его чаще называют «подхлестом» (начало авальмана). При этом менее чем за 0,1 сек происходит перекантовка и перенос опоры, а в целом за 0,2 сек лыжник производит боковое перемещение лыж, необходимое для начала поворота.


Рисунок 11. Мгновенный авальман разгружает лыжи и подготавливает резаное ведение

Опережающее движение туловища

Перенос опоры, равно как и боковое перемещение лыж, преследуют одну цель - обеспечить положение лыж "наружу" по отношению всей массы тела, как только начинается поворот и возникает эффект центробежной силы. Такое относительное смещение лыж и туловища, в действительности осуществляется двойным механизмом. Это выше описанная боковая игра ног, а также перемещение туловища вперед-вниз над лыжами, которое мы предпочитаем называть «скольжением».

При сопряжении поворотов траектория туловища следует по синусоиде, которая находится все время внутри волнообразной линии, прокладываемой лыжами. Для описания «скользящего» движения мы предлагаем называть его «опережением», как о движении, которое «предшествует». Надо заметить, что этот термин совершенно отличен от прежнего понятия опережения, который обозначал просто авансированное принятие позы.

Опережение туловищем также облегчает перенос опоры на несколько выдвинутые вперед лыжи, для того чтобы способствовать сцеплению носков лыж со снегом при входе в поворот. И наконец, положение ступней относительно туловища должно зависеть от задач и условий движения в повороте.

Флюидность спуска чемпионов

Никакое другое слово, как флюидность (плавность, текучесть), не может более точно характеризовать рисунок мягких, отточенных движений ведущих спортсменов мира, плавность и строгость скольжения их лыж.
Нам думается, что этот термин одновременно выражает как плавность движений различных частей тела и лыж, так и гармонию всего комплекса технических элементов, воплощаемых в идеальную дугу резаного скольжения в повороте.

Флюидность – это образ свободно стекающей воды. Это и также высшая оценка в достижении самого совершенного скольжения на лыжах.


Рисунок 12. Быстрый вход в поворот и опережение туловища.

Опережающий нырок туловища способствует переводу центра тяжести лыжника внутрь дуги

Педагогика: КАК ОБУЧАТЬ НОВОЙ ГОРНОЛЫЖНОЙ ТЕХНИКЕ
И КАК САМОМУ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ

Знающий тренер может легко установить недостатки своего ученика, подобрать ему упражнения, дать советы и предложить ему оптимальный путь для освоения современной наиболее эффективной техники.

Овладеть ею может также и любой горнолыжник, привыкший сам анализировать свою технику и правильно оценивать собственные ощущения на лыжах. Если это ваш случай, мы готовы оказать вам содействие и уверены, что вы добьетесь успеха и получите особое удовлетворение.

Вначале отработайте в широком ведении мгновенный вход в резаный поворот в результате загрузки канта верхней лыжи.Повороты выполняйте на пологих или на средней крутизны склонах. Первостепенная задача избавиться от старых механизмов входа в поворот на узко поставленных лыжах, в частности, от закантовки с последующим разгибанием. Вторая задача: постепенно улучшать технику работы верхней ноги (наклон внутрь колена, легкий нажим колена вперед и усилие разворота). Со временем вы легко прочувствуете сами то самое опережающее «скольжение» в момент начала поворотов.

Добивайтесь сверхбыстрого начала поворота. В свободном катании стремитесь всячески избегать любых резких движений, сбоев плавности скольжения. Постепенно вы откроете для себя новую ритмику сопряжения поворотов, которая скоро станет для вас обычной и самой удобной. Именно эта новая ритмика движений на лыжах, кроме того, облегчит овладение вами новых технических элементов.

Сразу после входа в поворот стремитесь резать дугу на внешней лыже. Именно в этой самой ранней фазе резаного ведения вы постепенно найдете ключи к овладению новой техникой. Это, во-первых, тонкое дозирование закантовки наклоном колена внутрь. И, во-вторых, правильное размещение опоры ступни вдоль продольной оси лыжи.

Очень быстро вы почувствуете, как небольшой наклон вперед облегчает резаное ведение в первой части поворота и даже по всей длине дуги, если это - повороты большого радиуса на некрутых склонах.

Однако в закругленных поворотах на более крутых склонах следует в середине и в конце каждой дуги центрировать нагрузку на середину ступни.

В некоторых случаях для увеличения сцепления лыж со снегом полезно бывает в конце поворота больше загружать задники лыж. При такой «опоре на задники» вход в следующий поворот происходит с некоторым опережающим выскальзыванием вперед лыж. Этот случай специалисты могут классифицировать либо как «выдвижение лыж вперед», либо как «выталкивание ступней вперед». Лыжник воспринимает ускорение при завершении дуги.

Старайтесь дополнить это ускорение знакомым нырком-скольжением туловища вперед-вниз в долину. Такое движение туловища, выполненное при полном расслаблении мышц, снимает всякий риск потери равновесия и падения назад.

После этого отрабатывайте резаное скольжение на обеих лыжах. Теоретически задача звучит просто, но на практике потребуется много времени, прежде чем научить правильно работать внутреннюю в повороте ногу.
Колено внутренней ноги всегда должно быть наклонено вперед. Тогда уже быстро ощущается эффект дозировки кантования за счет боковых перемещений колена. Но при этом требуется предельно увеличивать загрузку этой лыжи.

Вследствие широкого положения лыж и наклона тела внутренняя нога согнута значительно больше внешней в повороте ноги. А внутренняя ягодица иногда почти касается каблука ботинка. Возник новый термин «гипер-сгибания». Такая техника закругления поворотов на крутом склоне с опорой на обе лыжи в конечной фазе требует высокой работоспособности ножных мышц в низко посаженной стойке.

Боковая динамичная игра ног осваивается через скользящую игру ног. Этот эффект возникает почти самопроизвольно при «обкатке» резаного скольжения в самых разных условиях.

Техника боковых смещений лучше шлифуется на тренировочных слаломных трассах типа анфилад, проложенных вдоль линии ската. При этом быстро осваивается ритмичный перенос ног из стороны в сторону под относительно устойчивым положением туловища.

Сначала это достигается простыми покачиваниями-перекладываниями голеней. Далее постепенно к движениям голеней добавляются наклоны бедер. Лыжник как бы стремиться «заруливать» лыжами вокруг каждого флага на трассе. Совершенная техническая форма раскачиваний включает боковые распрямления тела.
Прочувствовать боковую динамичную игру ног можно также в свободном катании вне слаломных трасс. Для этого отработайте новый тип годиля вдоль линии ската с короткими законченными поворотами, в котором лыжи должны максимально сохранять контакт со снегом («заруливание» лыжами в поворот).
Труднее осваивается увеличение амплитуды боковой игры ног путем распрямления внешней в повороте ноги. Такое распрямление приводит к значительному отведению внешней лыжи от траектории движения туловища. Лыжник должен стремиться как можно дальше в стороне «поймать» лыжами снег.
Как только вы овладеете этим приемом, можете считать, что вы обрели основные элементы новейшей горнолыжной техники-2001.

Дорогие читатели, редакция SKIER.ORG.UA предупреждает Вас, что занятия лыжным спортом, альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!


Улучшайте технику упора.
Переход к параллельному ведению лыж.
Закантовка и опора на палку для входа в поворот.
Годиль с широким ведением лыж.
Угловое положение.
Облегчение.
Укол палкой.
Боковая опора.
Держание на льду.
Узкое ведение лыж.
Серии соскальзываний.
Повороты на буграх.
Поворот сгибанием.
Опережение.
Соревнуйтесь.
Осваивайте технику спусков по пушистому снегу.
Исправляйте свои ошибки.

Чувство снега.
Не быть ни резким, ни вялым в движениях.
Преодолеть страх перед крутыми склонами,
леденистым снегом,
буграми.
Ошибки в технике упора.
Ошибки в технике годиля .
Плохо подобранные и испорченные лыжи. ХОРОШИМ ЛЫЖНИКАМ Совершенствуйте свою технику.
Ведение лыж в повороте.
Плоское ведение.
Резаное скольжение на заднике лыжи.
Резаное скольжение в передней стойке.
Надежность на крутых склонах.
Закантовка.
Короткий поворот с прыжком.
Годиль-торможение.
Боковое отталкивание.
Годиль с прыжками и соскальзыванием.
На буграх поворот со складыванием и опережением.
Толчковый поворот.
Классический годиль.
Повороты с расслаблением.
Спуски по пушистому снегу.
Бросковые повороты в пушистом снегу.
Короткий поворот в две фазы в глубоком снегу.
Повороты и годиль бросковым движением бедер.
Техника упора при спусках в тяжелом снегу.
Исправляйте свои ошибки.

О чувстве снега ступнями.
Неправильные положения.
Слишком большой наклон вперед.
Выпячивание таза.
Слишком задняя стойка.
Чересчур узкое ведение лыж.
Плохое держание лыж на льду.
Неправильная техника годиля.
Отсутствие игры ног.
Осложнения при спусках по бугристому склону.
По глубокому снегу.
В слаломе и слаломе-гиганте.
Боязнь скорости. ЛЫЖНИКАМ С ОЧЕНЬ ХОРОШЕЙ ТЕХНИКОЙ Совершенствуйтесь.
S-поворот.
Техника авальмана.
Резаный S-поворот.
Скользящий толчковый поворот.
Годиль-авальман.
Боковой бросок с одной лыжи на другую при входе в поворот.
Поворот с броском.
Поворот авальман на буграх.
Ошибки авальмана на буграх.
Трудности ведения лыж в повороте.
Плоское ведение лыж.
Резаное ведение в передней стойке.
Скольжение на внутренней лыже.
Резаное скольжение в задней стойке.
Скольжение на заднике лыжи.

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СПУСК ЛЫЖНИКОВ

О педагогике.
Образец программы обучения.
Факторы, влияющие на динамику спуска.
Трасса.
Лыжи.
Лыжник.
Равновесие.
Скольжение.
Элементы техники поворота.
Перекантовка.
Наклон тела.
Разгрузка лыж.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Мне кажется, нет необходимости представлять советским горнолыжникам Жоржа Жубера. В нашей стране специалисты сразу же обратили внимание на работы французского тренера-исследователя. Издательство «Физкультура и спорт» было в числе первых издательств мира, выпустивших в свет перевод книги «Современный горнолыжный спорт», написанной Ж. Жубером в соавторстве с Ж. Вюарне еще в 1956 г. На тренеров и спортсменов эта книга произвела большое впечатление глубоким и своеобразным подходом к трактовке горнолыжной техники и выяснению биомеханических закономерностей движения лыжника в спуске. И по сегодняшний день книгу «Современный горнолыжный спорт» относят к одной из наиболее фундаментальных работ в этой области спорта.

Однако у себя на родине, во Франции, Жорж Жубер долгое время не был признан. Нет, неправильно думать, что он был неизвестен. Как раз наоборот - его имя хорошо знали все лыжники. Достаточно сказать, что за последние пятнадцать лет он опубликовал шесть книг (все, кроме последней, написаны совместно с Жаном Вюарне). Более ста статей в различных спортивных журналах вышли под его именем. Книги Ж. Жубера читают на десяти языках мира. Даже в Австрии изучаются его работы!

Не признавала Жоржа Жубера официальная школа Франции, Федерация лыжного спорта. Дело в том, что отправной точкой своих исследований он выбирал всегда эффективностьтехники и методики обучения. Национальной же школе требовалась реклама, прославление ее собственных принципов в противовес принципам австрийской школы, которая долгие годы удерживала лидерство в негласной борьбе двух гигантов горнолыжного спорта, какими считали раньше и считают сейчас Францию и Австрию. Все это вело к неумолимому росту числа туристов, стремящихся с лыжами в горы Австрии, и как следствие самым положительным образом сказывалось на доходах владельцев гостиниц, подъемников, промышленников - производителей спортивного инвентаря и одежды, на заработках учителей-инструкторов, да и вообще подавляющего большинства населения альпийской страны, основным источником существования которого является предпринимательство в сфере зимнего туризма.

Обычно турист едет кататься на лыжах туда, где лучше поставлено обучение. Это один из основных критериев при выборе места отдыха. О качестве же методики преподавания он не может судить сам и потому неизбежно поддается влиянию пропаганды. По этой причине любая страна, где развит горнолыжный спорт, и тем более Австрия и Франция, любой ценой стремится показать превосходство своей школы, всячески рекламирует все, что есть, а иногда и то, чего нет, выдает желаемое за действительное.

Ради рекламы можно сделать все. Ну, и тем более можно принизить роль и значение работ тренера-преподавателя Гренобльского университета, который доказывает, что французская техника 50-х гг. противоречит рациональной горнолыжной технике. Судя по всему, именно поэтому вплоть до последнего времени Ж. Жубер не «приходился ко двору» дирекции французского горнолыжного спорта. Сложным и тернистым был путь к признанию во Франции талантливого тренера-исследователя и его соавтора и друга Жана Вюарне.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что никому в мире, кроме Жоржа Жубера, не удавалось так плодотворно сочетать исследования по вопросам техники с практической работой главного тренера известного своими спортивными достижениями университетского лыжного клуба Гренобля. Жорж Жубер в числе многих своих учеников воспитал и подготовил двух выдающихся горнолыжников: олимпийского чемпиона 1960 г. в скоростном спуске Жана Вюарне и двукратного обладателя Кубка мира по слалому, серебряного призера мирового первенства 1970 г. Патрика Русселя.

Интересный факт: сам Ж. Жубер никогда не блистал в спорте и вообще был лыжником среднего уровня. Впрочем, сейчас этому уже не многие удивляются. Ведь известно, что прославленный тренер австрийской команды середины 50-х гг. Фред Росснер был лыжником-гонщиком и сам на горных лыжах, как говорят, не стоял. Однако он подготовил непобедимую команду из таких горнолыжных звезд, как Мольтерер, Шустер, Хинтерзеер, Ридер, воспитал Тони Зайлера- олимпийского чемпиона 1956 г. Видимо, тренеру высокого класса вовсе не обязательно самому набрать бесконечный километраж лыжных спусков, собрать удивительную коллекцию призов и медалей; ему надо обладать чем-то особенно важным-тем, что составляет главное в тренерском искусстве. В отличие от Росснера французский

тренер Оноре Бонне «стоял на лыжах», хотя также не слыл сильным лыжником. Но и тот, подобно своему коллеге, сумел подготовить первоклассную команду благодаря незаурядным организаторским способностям, педагогическому чутью, тренерскому опыту. В команде трехцветных при нем расцвел талант Жана-Клода Килли - второго в истории горнолыжного спорта трехкратного лауреата Олимпийских игр (1968 г.)

И вот школа Жубера уже дает новые всходы: итальянец Густаво Тони, ученик Жана Вюарне, единственный трехкратный обладатель Кубка мира по горным лыжам 1971, 1972 и 1973 гг., олимпийский чемпион по слалому-гиганту в Саппоро. Кстати, Жан Вюарне стал известен всему миру и Франции как выдающийся тренер после того, как успешно подготовил к соревнованиям 1969-1971 гг. команду Италии. Молодой лыжник из Гренобльского университета Эрик Сталь, техника которого в этой книге представлена на кинограммах, вышел победителем зимней Универсиады-72 в скоростном спуске.

В настоящее время Жану Вюарне и Жоржу Жуберу доверены ответственные посты в Федерации лыжного спорта Франции. Вюарне (вице-президент федерации) и Жубер руководят работой спортивной комиссии федерации.

Возможно, еще не все наши лыжники отдают себе отчет в том, насколько велика роль исследований Жоржа Жубера в изучении основ современной горнолыжной техники. Достаточно перечислить такие фундаментальные технические приемы, как винто-угловое движение, опережающий нырок туловища в повороте, выталкивание ног авальманом, разворот лыж бра-кажем, S-поворот, стойки скоростного спуска «яйцо» и «болид», которые впервые были изучены автором этой книги, чтобы оценить по достоинству вклад Ж. Жубера в теорию и практику горнолыжного спорта.

Жорж Жубер в книге «Самоучитель горнолыжника» обобщает свой двадцатилетний педагогический опыт работы в горнолыжном спорте и предлагает читателям легкодоступный путь начального обучения и дальнейшее спортивное совершенствование - восхождение к вершинам технического мастерства. Материал книги преподнесен в наиболее удобной, совершенно готовой, если можно так выразиться, к употреблению форме.

Книга содержит шесть глав. Кроме последней, специальной главы, посвященной анализу биомеханики и педагогики горнолыжного спорта, каждая из глав отражает определенный этап обучения.

Главы адресованы лыжникам разной квалификации. И любой из них- будь то новичок, начинающий лыжник или лыжник среднего уровня, хороший или очень хороший лыжник, спортсмен, постигающий вершины технического мастерства,- легко найдет нужный ему раздел книги. Живым языком автор обращается прямо к читателю, заставляет его работать на склоне, терпеливо тренироваться.

Текстовой материал подкреплен иллюстрациями - схемами, контурограммами, фотографиями и фотомонтажами из кинограмм, мастерски выполненными самим автором. А это очень важный момент учебно-тренировочного процесса в горнолыжном спорте, который по праву считают технически сложным видом и в котором поэтому особенное значение приобретают принцип наглядности и методы демонстрации в обучении.

В конце каждой главы автор заостряет внимание читателя на возможных ошибках в технике и показывает способы их устранения. Эти разделы, написанные подробно и убедительно, мне кажутся наиболее ценными по двум причинам. Во-первых, это одна из важных и в то же время тонких и сложных сторон подготовки горнолыжника. Во-вторых, описанию типовых ошибок в литературе по горнолыжному спорту уделяется неоправданно мало места. Кстати, так глубоко и всесторонне подметить недостатки различных приемов горнолыжной техники, классифицировать их, определить причины возникновения и способы устранения технических погрешностей может только высококвалифицированный специалист, педагог с большим опытом и тонким чутьем. Именно таким предстает перед читателем автор настоящей книги-воспитатель спортсменов мирового класса, учитель, заслуживающий самого высокого доверия.

В тексте временами звучит Критика в адрес установившихся тенденций и догм в горнолыжном спорте, с которыми автор не согласен. Причем он выражает свое несогласие несколько резко, и поэтому может быть неправильно понят читателем. Например, о чем говорит такая его фраза: «Хорошо подобранный для детей склон с подъемником может принести больше пользы, чем лучший из педагогов»? Просто о том, что плох тот тренер, который не в состоянии правильно подыскать рельеф для проведения занятий. Или: «Я никогда не навязывал лыжникам стандартных приемов в конкретной ситуации спуска»? И вместе с тем одно из главных достоинств книги - в четких указаниях по применимости разных приемов горнолыжной техники. В предисловии Жубер противоречит сам себе, говоря о тщетности любой методики, потому что по природе своей она «догматична». С другой стороны, в этой книге он предлагает свою методику обучения, причем уверяет читателя, что она очень хорошая. Мне кажется, что причина таких реплик - следствие продолжительных споров, которые вел долгие годы автор с представителями официальной школы.

Эти недостатки не портят общего впечатления о книге, представляющей большой и очень полезный для практики труд по методике обучения современной горнолыжной технике.

Несколько слов о терминологии. Автор книги Ж. Жубер смело вводит такие понятия, как бракаж, авальман, использует знакомый термин годиль и др. Перевод этих образных названий приемов дается в сносках. Русские эквиваленты имеют многозначный, и, стало быть, несколько менее выразительный характер, и их употребление при переводе могло бы вызвать путаницу при чтении. Применение более длинных словосочетаний русского языка, точно передающих смысл французских терминов, значительно усложнило бы текст, сделало бы его тяжеловесным, так как названия приемов встречаются очень часто. К тому же вышеназванные термины горнолыжного спорта уже используются и в других языках, т. е. стали интернациональными. Поэтому решение переводчика сохранить транскрибированные названия, на мой взгляд, наиболее целесообразно. Это делает русский текст лаконичным, легко читаемым и доходчивым, так как термины усваиваются очень быстро.

Для остальных терминов, составляющих большую часть специальной терминологии, переводчик подобрал, как легко заметят читатели, удачные русские эквиваленты.

Необходимо отметить немалую роль в издании этой книги переводчика Людвига Павловича Ремизова. Кандидат педагогических наук Л, П. Ремизов известен в спортивных кругах не только как исследователь горнолыжной техники, но и как один из авторов книги «Техника горнолыжного спорта», переводчик книг Ж. Франко и М. Мора «Лыжи Франции», Ж.-К. Килли «На лыжах вместе с Килли», всесторонне отражающих состояние современного горнолыжного спорта. Прекрасный перевод книги Ж. Жубера «Самоучитель горнолыжника» оставляет большое впечатление.

Эта книга имеет все основания стать настольной книгой советских горнолыжников. Она принесет несомненную пользу как новичку, впервые вставшему на лыжи, так и спортсмену-горнолыжнику, совершенствующемуся в избранном виде спорта. И тем и другим я желаю самых больших удач в вихревых спусках по заснеженным горным склонам, побед на малых и больших трассах соревнований.

Ю.С. ПЕРМИНОВ, мастер спорта СССР, заместитель начальника Управления зимних видов спорта Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР

ПРЕДИСЛОВИЕ

Работая над этой книгой, я более всего стремился к тому, чтобы она могла служить хорошим практическим руководством как для новичка, жаждущего овладеть техникой горнолыжного спорта, так и для опытного лыжника, уже совершенствующего свою технику.

Однако, спросите вы, что же может быть нового по сравнению с теми пятью книгами о горнолыжной технике, которые я написал вместе с моим другом Жаном Вюарне? И стоило ли тогда писать шестую?

Давайте для начала совершим небольшой экскурс в прошлое. Публикуя в 1956 г. книгу «Техника современного горнолыжного спорта», предназначенную исключительно для хорошо подготовленных лыжников, мы ставили перед собой задачу - расшатать догмы французского горнолыжного спорта, разработанные еще двадцать лет назад Эмилем Алле и Полем Жинью, и привлечь внимание горнолыжных школ к нашей системе обучения. Но проникновение наших идей не было столь быстрым, и в 1958 г. мы опубликовали вторую книгу -«Азбука горных лыж», а через два года - книгу «Современный горнолыжный спорт». Именно тогда стало понятно следующее. Во-первых, национальные школы лыж довольно консервативны. Внедрение в них нового происходит крайне медленно, да и конечная цель школ носит скорее коммерческий, чем педагогический, характер. И, чтобы привлечь к себе внимание, мы решили продолжать свои исследования и публиковать полученные по ходу дела результаты. Вскоре мы заметили, что благодаря этой точке зрения наше влияние распространилось на горнолыжные школы всех стран, в том числе и на австрийские центры обучения.

Первоначальное стремление повлиять на горнолыжные школы требовало от нас создания новой методики, т. е., по мнению специалистов, целостной, логически связанной, последовательной системы обучения, базирующейся на каком-то принципе и приближающейся в большинстве случаев по форме скорее к догме, нежели к простому изложению программы обучения. На примере уже устаревшего вращательного броска Джемса Кутте (наследовавшего технику вращения Эмиля Алле и Поля Жинью) стало понятно, насколько опасны догмы. И вот винто-угловое движение, предложенное нами и ставшее в 1956 г. нашей главной ударной силой, как бы взорвало существующее представление о горнолыжной технике: столкновения различных методических направлений грозили перерасти в подобие религиозных войн...

Уже на совершенно иных принципах было написано и выпущено в свет в 1963 г. пособие для горнолыжников «Уметь кататься на лыжах»- сборник советов по технике и обучению. Успех этой книги открыл перед нами новое направление: мы поняли, что надо устанавливать прямой контакт с рядовым лыжником, не прибегая к посредничеству преподавателей или опытных лыжников, которые считали, что только они способны воспринимать и осваивать все тонкости горнолыжной техники и затем доходчиво преподносить их широкой массе любителей. Стремление к непосредственному контакту с лыжником вынудило нас изменить не только язык, но и наше видение техники. Теперь стало важно не просто описать внешнюю сторону выполнения приема, а передать его внутренние связи, чтобы читатель прочувствовал сам прием, представил себе двигательный образ. Это всегда должно предшествовать сознательному выполнению любого нового действия.

Опубликованная в 1966 г. книга «Как совершенствоваться горнолыжнику» целиком построена на этом новом педагогическом принципе, и я думаю, что ее появление ознаменовало собой важный этап в утверждении нового взгляда на спортивную книгу, адресованную широким массам любителей. Многие читатели писали мне о том энтузиазме, с которым они восприняли новые методы обучения горнолыжника. Всем им я очень признателен, и в этой книге попытаюсь еще более строго следовать новым принципам.

Некоторые читатели сетуют на то, что быстро теряются в чересчур насыщенной советами и рекомендациями книге и что им очень трудно бывает определить уровень своего технического мастерства.

Поэтому я постарался внести в содержание и оформление новой книги как можно больше ясности, чтобы каждый мог найти все, что его интересует. Чтобы максимально приспособиться к нуждам читателя, я решил отделить материал, предназначенный для тех, кто начинает с азов, от материала, адресованного лыжникам, которые стремятся исправить недостатки или овладевают новой техникой.

В отдельной главе даны специальные разъяснения, анализ горнолыжной техники и педагогические советы тем, кто желает глубже постичь принципы нашего обучения и, возможно, стремится приобрести новые знания, чтобы обучать своих детей или давать советы друзьям и ученикам.

Что касается описания техники приемов, то можно смело сказать, что книга «Как совершенствоваться горнолыжнику» не столько отражала современное состояние горнолыжного спорта, сколько предвосхищала будущее. В 1964 г. мне посчастливилось предсказать тенденцию необычного развития техники сильнейших горнолыжников мира, которую можно было сравнить с революцией в этом виде спорта. Большая часть иллюстраций книги показывала молодого представителя Гренобльского университетского клуба, неизвестного лыжника, горожанина Патрика Русселя, владеющего особенной техникой. Принципы этой техники привил ему я. Лишь у немногих спортсменов временами можно было наблюдать такую технику. Время подтвердило мою правоту. Сейчас эти приемы лежат в основе техники почти всех ведущих спортсменов.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.