ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Подготовила музыкальный руководитель

Федосеева Татьяна Владимировна

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музы­кальные занятия, в ходе которых осуществляется систематиче­ское, целенаправленное и всестороннее воспитание и формиро­вание музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фрон­тальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Ла­зарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, под­нимают настроение, задают позитивный тон к восприятию ок­ружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под кон­тролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащен­ность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать неза­метный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработан­ных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тре­нировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательно­го центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В ре­зультате проведения на каждом занятии дыхательной гимнасти­ки повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, под­готовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, И. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого ап­парата, ориентированию в пространстве, учат имитации движе­ний животных. В результате этой работы повышаются показате­ли уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготов­ки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхатель­ных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способ­ствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного ды­хания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и дея­тельности головного мозга. В работе используются оздорови­тельные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонаци­онный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных заняти­ях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили; нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессоз­нательно посылает положительные сигналы внутренним органам. 11риемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность ктом, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека по­зитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхатель­ных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчи­ковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или про­износятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигатель­ные качества, повышают координационные способности паль­цев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальце­вую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на ос­нове устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средства­ми музыки. Речевоемузицирование необходимо, так как музы­кальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкаль­ные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и ко­лористические средства. Кроме того, формирование речи у че­ловека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевоему­зицирование пантомимические и театральные возможности. Ис­пользование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоцио­нальной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоро­вительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального со­провождения, которое способствует коррекции психофизиче­ского статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятель­ности. Слушание правильно подобранной музыки повышает им­мунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, го­ловную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, под­нимают после дневного сна под соответствующую музыку, ис­пользуют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и воз­растных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соот­ветствии с этим занятия строю на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагоги­ческой импровизации, варьирующей ход занятия, его содержа­ние и методы. Успех занятий невозможен без совместной дея­тельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в игровой форме

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №77

Приморского района г. Санкт-Петербург.

Дыхательная гимнастика

на музыкальных занятиях

в игровой форме.

Музыкальный руководитель:

Мельникова Вера Николаевна

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

Укреплять физическое дыхание детей (без речи)

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)

Тренировать силу вдоха и выдоха.

Развивать продолжительный выдох.

Лечебное воздействие:

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочные ткани;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Исправляет развывшиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).

Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

Каждое упражнение должно разучивать детьми до автоматизма (около месяца)

Пускаем мыльные пузыри

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

Вертушка.

Перед началом игры приготовьте игрушку-вертушку. На улице

продемонстрируйте, как она начинает вращаться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно: «Давай, сделаем ветер – подуем на вертушку! »

Свистульки.

Для этой игры подойдут детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. Дайте ребенку свистульку и предложите подуть в неё, чтобы получился мелодичный громкий свист.

Веселые шарики.

Для игры понадобится легкий пластмассовый шарик, например - для настольного тенниса. Положим шарик на стол или на пол и предложите ребенку с силой подуть на него – так, чтобы он укатился как можно дальше. Можно устроить соревнование: кто дальше откатит шарик.

Листопад.

Из тонкой двухсторонней цветной бумаги вырезаем желтые, красные, оранжевые «осенние листочки», а также готовим пластмассовое ведерко. Раскладываем листочки на столе, затем предлагаем ребенку подуть на них, пока все они не окажутся на полу, а затем собираем в ведёрко: «Представь, что сейчас осень. Красивые листочки падают с деревьев. Подул ветер разбросал все листочки по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья». Игру можно повторить несколько раз.

Говорилка.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях

в детском саду

(консультация для родителей)

Музыкальный руководитель, Алишина Светлана Владимировна

Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что, счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое нельзя увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние.

Музыкальные занятия в детском саду включают в себя различные виды

музыкальной деятельности. Это слушание музыки, элементарное детское

музицирование, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое творчество.

В своей статье мне хотелось бы остановиться на таком виде деятельности детей, как пение и рассказать о дыхательных упражнениях для дошкольников, и порекомендовать некоторые дыхательные упражнения, которые можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и в общении с ребёнком в повседневной жизни.

Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками радости ребёнка является ПЕСНЯ. Малыш в колыбели, не понимающий ещё слов мамы, успокаивается под пение.

Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса. Пение - это сложный психофизический процесс, связанный с работой важных систем – дыханием, кровообращением и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Не следует ребенка просить петь громко, это может только навредить. У детей дошкольного возраста голос ещё не сформирован и слаб. Звук детского голоса отличается мягкостью и ограниченностью силы звука.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые, делятся на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Рекомендуется использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Упражнения для развития дыхания без звука:

  1. «Вдох и выдох».

Дети или ребёнок кладут ладошки на живот. Взрослый поднимает руки вверх и говорит: «Вдох!» Ребёнок делает энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» ребёнок выдыхает воздух через чуть приоткрытые губы.

  1. «Быстро-медленно».

Если взрослый поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях

непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».

  1. «Мороз».

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».

Звуковые дыхательные упражнения.

  1. «Котёнок и шар».

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал.

Ф-ф-ф… Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф..»

Подошёл и лапой – хлоп! Хлопают в ладоши.

Ну а шарик сразу – лоп! Приседают.

  1. «Две собаки».

Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав-ав…!»

  1. Ёжик.

Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх…»

Произнесение на одном дыхании скороговорок.

На дворе трава,

На траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова…

Проговаривание предложений, различных по продолжительности.

Едем в гости.

Едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.

Произнесение текста активным шепотом, это способствует активизация

дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхании.

Все эти и другие подобные упражнения можно использовать в качестве начальных этапов музыкального занятия или непосредственно перед тем, как перейти к пению. Можно сказать, детям, что для хорошего пения сначала надо научиться правильно дышать, а помогут в этом весёлые упражнения.

В общении с детьми родители могут предложить детям просто поиграть со звуками, словами, фразами, придумать какие-нибудь простые движения к любимым детским стихотворениям. И тогда каждое дыхательное упражнение станет для ребёнка весёлой забавой, которая может повторяться по дороге в детский сад и обратно домой, в поездке на машине, в гостях у бабушки с дедушкой и т. д.

Экспериментируйте, фантазируйте и «дышите на здоровье».

С уважением, музыкальный руководитель, Алишина Светлана Владимировна

Светлана Синёва
Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ

"Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ"

Светлана Синёва

Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

1. Сообщение: "Актуальность использования данной методики на музыкальных занятиях в ДОУ и в рсботе с родителями".

2. Практическая часть:

Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!";

Дыхательная гимнастика "Ладошки";

Артикуляционная гимнастика "Снеговички и Сосульки";

Игровой массаж "Капуста";

Пальчиковая игра "Я хочу построить дом";

Речевая игра "Танец червяков";

Сказка-шумелка "Теремок";

Коммуникативная игра "Побежали, побежали";

Музыкотерапия "Тихо, тихо".

Актуальность использования данной методики.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.

Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?

Во-первых, по сравнению с детьми, которых мы воспитывали 10 лет назад, нынешние гиперактивные дети нуждаются в постоянном обновлении материала не только на музыкальных, но и на остальных занятиях. То, что они слышали на предыдущем занятии, для них уже не интересно, слушать музыку, положив руки на коленочки – это уж ооочень скучно, да и заучивание новых песен – совсем заунывное занятие. Стоит возникнуть одной лишь паре секунд заминке со стороны музыкального руководителя, как дети "встают на уши", и, кажется, что уже ничего их не угомонит. И вот тут-то приходит на помощь наша "волшебная" логоритмика. Совсем не обязательно повышать на детей голос и командовать, чтобы все встали в круг. Достаточно нажать кнопочку на музыкальном центре и… о, чудо! Дети услышали новую мелодию, увидели, что музыкальный руководитель приготовился выполнять какие-то незнакомые движения, и им сразу стало интересно на это посмотреть. Притихли… Смотрят… Улыбаются… Начинают повторять движения… Прислушиваются к тексту… А самое главное – берут пример с других. Ведь «дурной» пример заразителен, а товарищи, стоящие рядом, смотрят на взрослого и повторяют, значит и мне надо повторять…

А представьте себе летний период в детском саду… Ребятишки вышли на прогулку, каждый занялся своим "важным" делом, своей игрой. И вдруг воспитатель объявляет: "Дети, все идём на музыкальное занятие!" И вместо того, чтобы расстроиться от этого неожиданного объявления, оторванные от игры дети буквально облепляют музыкального руководителя и начинают спрашивать: "А мы сегодня будем бегать как сороконожка?", "А мы поиграем в «Охотников и зайцев?" "А сегодня медвежонок к нам придёт потанцевать?" Причём, эта заинтересованность никак не зависит от возраста детей. Летом, как известно, группы в садах смешанные, и всем детям одинаково интересно 15-25 минут "постоять на ушах" под музыку. И каждое музыкальное занятие превращается для детей в праздник. Ну а когда музыкант уходит в отпуск, воспитатель может воспользоваться данным материалом на прогулке или в группе. Причём, дети, уже усвоившие игровые упражнения, могут выполнять их самостоятельно.

Но это, как вы понимаете, не единственная причина использования данных технологий на музыкальных занятиях. Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, разработанной с учётом ФГОС. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:

валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению) ;

дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха) ;

артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата) ;

игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека) ;

пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма) ;

речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас) ;

сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества) ;

коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта) ;

музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание) .

Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. У вас сразу возникнет вопрос: "А стоит ли заниматься с детьми, у которых подобные нарушения отсутствуют или ещё не ясно, присутствуют ли, так как они очень малы?" Отвечаю: "Конечно, стоит!" Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.

Помимо всего вышесказанного, логоритмика может использоваться как интерактивная форма взаимодействия детского сада и родителей. Ведь не у всех родителей есть время и возможность посещать Центр раннего развития ребёнка. В этом случае целесообразно будет предложить им проводить занятия по логоритмике дома. Это можно сделать с помощью «Музыкального киоска», организованного в родительском уголке или в папке-передвижке. Записываем на диск комплекс упражнений в формате mp3 и предлагаем родителям скопировать его дома на свой компьютер. Вместе с диском необходимо предоставить брошюру с описанием движений на бумажном носителе. После того, как мама или папа скопирует диск, он возвращает его обратно в "Музыкальный киоск" для пользования другими родителями. Музыкальный материал нужно систематически обновлять, иначе детям просто надоест выполнять одни и те же упражнения.

Практическая часть

1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!"

Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу).

Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).

И сегодня весь день (Хлопают в ладоши).

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту).

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя "фонарики").

Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту).

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём (Трут ушки).

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, (Поворачиваются друг к другу, улыбаются).

Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны).

2. Дыхательная гимнастика.

Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.

"Ладошки" (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд).

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки всё сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох.

3. Артикуляционная гимнастика.

Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.

"Снеговички и Сосульки"

Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза).

"Ах, какие же вы толстячки!"

Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито).

"Не такие уж мы толстячки!"

А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови).

"О, да вы ещё и сердиты!"

Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови).

"У-у-у! Мы действительно сердиты!"

Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством).

"Разговаривать с вами не будем!"

А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.

"Мы играть с вами тоже не будем!"

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!

4. Игровой массаж.

Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине рёбрами ладоней).

Мы морковку трём, трём. (Трут спину кулачками).

Мы капусту солим, солим. ("Бегают" пальчиками по спине).

Мы капусту жмём, жмём. ("Жмут").

Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину).

5. Пальчиковая игра.

"Я хочу построить дом".

Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).

Чтоб окошко было в нём, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника).

Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру).

Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными

пальцами).

Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая

большой мяч).

Пёс ворота охранял, (Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем

двигают вверх-вниз ("собачка лает").

Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).

Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).

Солнце было, (Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы).

Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук).

Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки).

Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони,

покачать из стороны в сторону).

А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами

правой).

6. Речевая игра.

Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

"Танец червяков"

Хоть у нас есть две руки, (Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх- вниз).

Две руки, две руки,

Мы совсем как червяки,

Совсем как червяки.

И у нас уже готов, (Соединяют руки в "замок" над головой,

Уж готов, уж готов выполняют наклоны в стороны).

Новый танец червяков,

Танец червяков.

Будем хвостиком вилять, (Шевелят обеими ладошками за спиной внизу,

Всё вилять и вилять, поворачивая туловище влево, вправо.

Извиваться, приседать, + приседают).

Немножко приседать.

Ручки можем раскачать, (Машут руками вперёд-назад поочерёдно).

Раскачать, раскачать,

Ножкой можем помахать, (Прыгают, выбрасывая поочерёдно ноги вперёд).

Можем помахать.

Пальчиками поболтать, (Трясут обеими кистями рук перед собой).

Поболтать, поболтать,

Каблучками постучать, (Топают поочерёдно ногами).

Немножко постучать.

Носиками помотать, (Поворачивают голову влево, вправо).

Помотать, помотать,

Головами покивать, (Кивают головой).

Можем покивать.

7. Сказка-шумелка.

Музыкальный руководитель раздаёт всем присутствующим роли и шумовые инструменты, предлагает поставить музыкальную сказку.

"Теремок"

Тук-тук-тук, молоток - (Медведь стучит молоточком по деревянному брусочку).

Мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей,

Чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. ("Шуршунчик").

Медведь в теремке с самоваром сидит.

(Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Мышку в дом впускает, ("Шуршунчик").

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст бумаги).

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками он в барабан застучал. (Стук в барабан).

Мышку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Зайца в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Вот и Лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка трещотку несёт. (Трещотка).

Зайку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Лисичку в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Серый Волчок к теремку подоспел,

В бубен весёлый Волк зазвенел. (Бубен).

Лису Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

Мишка открывает, (Скрип двери).

Волка в дом впускает, (Барабан).

Чаю наливает, (Журчанье воды).

Печеньем угощает. (Хруст).

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый. (Весь оркестр играет "Светит месяц").

8. Коммуникативная игра.

Музыкальный руководитель предлагает встать воспитателей парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.

"Побежали, побежали"

Побежали, побежали парами скорей, (Бегут боковым галопом, сцепив руки "лодочко").

И друг другу погрозили: (Грозят друг другу пальцем правой руки).

"Ссориться не смей!"

Хлопнули в ладоши, (Хлопают в ладоши один раз).

Крепко обнялись, (Обнимаются).

Пару поменяли (Стоящие за кругом перебегают боковым галопом

к следующему партнёру вправо по кругу).

И за руки взялись. (Берутся за руки).

Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.

9. Музыкотерапия.

Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.

"Тихо, тихо"

Тихо, тихо, будто в сказке,

Мы на коврике лежим.

Все закроем наши глазки,

И представим, что мы спим.

Сон нам снится, будто в море

Мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе

Волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем

Среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины,

Нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке.

Просыпаться нам пора.

Открываем свои глазки,

Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо!",

Скажем "До свиданья!",

Повернёмся друг за другом

И помашем на прощанье.

Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.

Атрибуты:

Фортепиано, молоточки, деревянный брусок, бумага, барабан, колокольчик, бубен, трещотка, шуршунчик, 2 чашки с водой, музыкальный центр.

Список литературы.

1. "Поиграем, потанцуем" Г. П. Федорова С-Пб, Издательство "Акцидент" 1997год.

2. "Логоритмика" О. А. Новиковская С-Пб "Корона принт" 2005год.

3. "Ритмическая пластика для дошкольников" А. И. Буренина С-Пб. 1994год.

4. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей" Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.

5. М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду".

6. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской. Волгоград, Издательство "Учитель" 2013 год.

Музыкальные занятия в ДОУ для дошкольников с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий.

Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально - эстетических чувств у детей. Следует отметить, что дошкольники с ОВЗ — это дети с нереализованными возрастными особенностями, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают от принятых психологических норм для данного возраста. Почти у каждого имеются речевые нарушения. Дыхание и работа артикуляционного аппарата у таких детей слабое, поэтому получать хорошие результаты в вокально - речевой и музыкально - ритмической двигательной активности не получается. Поэтому очень важно, активно внедрять в свой педагогический процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

На музыкальных занятиях привычные виды деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность можно разнообразить с пользой для здоровья. Например слушая музыку и разучивая текст песен можно совмещать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

Все дети любят играть, я стараюсь, чтобы каждый раздел на музыкальном занятии проходил в форме игры. Тогда все элементы легко вписываются в процесс занятия и приносят большой эмоциональный заряд и профилактическую пользу.

Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку, координацию, уверенность движений. Так появилась музыкально - оздоровительная система, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

В каждое свое музыкальное занятие я включаю следующие здоровьесберегающие технологии:

    валеологические песенки-распевки;

    дыхательная гимнастика;

    артикуляционная гимнастика;

    оздоровительные и фонопедические упражнения;

    игровой массаж;

    пальчиковые игры;

    речевые игры;

    музыкотерапия;

    психогимнастика;

    ритмопластика.

В начале занятия музыкально - ритмические упражнения. После необходимо восстановить дыхание.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. При систематическом её использовании повышаются и развиваются певческие способности, так же нужно не забывать напоминать и объяснять детям о правильной осанке, о том, что на вдохе не надо втягивать живот, поднимать плечи вверх.

Далее валеологическая песенка - распевка , состоящая из звуков мажорной гаммы, которая должна поднять настроение, задать позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшить эмоциональный климат на занятии, подготовить голос к пению. Простые интересные, добрые тексты, в основном-приветствия (начало занятия-нужно всем поздороваться). Именно здесь используется большая часть здоровьесберегающих технологий. Для пения нужно подготовить голосовой и артикуляционный аппарат, разбудить и правильно настроить связки ребенка.

Артикуляционная гимнастика - повышается уровень развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных.

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления, оздоровления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Пальчиковые игры - занимают важное место на музыкальных занятиях. Эти игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь, повышают координационные способности рук (а это положительно влияет на развитие мелкой моторики и подготовку к письму, рисованию). Они развивают двигательные качества, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества, так как в текстах часто используются простые народные потешки, песенки, считалки. Пальчиковые игры проводятся под музыку, можно сопровождать иллюстрацией, картинкой, показом игрушки.

После всех этих подготовительных упражнений можно уже приступить и непосредственно к пению. Во второй части занятия проводится обучение пению.

Хочется обратить внимание, что особенно для детей с ОВЗ интереснее (и полезнее) подбирать песенный материал с выполнением небольших движений под текст.

Для этого используются речевые игры , которые сопровождаются движениями, звучащими жестами (разнообразные хлопки, притопы). Тексты простые, соответствующие возрасту. В этих играх текст поется или активно декламируется хором. Это положительно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности детей. Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Используются детские музыкальные инструменты (шумовые инструменты, металлофоны, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства). Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.

Конечно же не забываю и про раздел «Слушание музыки», об этом разделе я рассказывала чуть выше по тексту.

Последняя часть музыкального занятия снова двигательная - танец, музыкальные двигательные игры. В эту часть тоже очень органично вписываются здоровьесберегающие технологии - игры с движением, психогимнастика и ритмопластика.

Игры с движением - это продолжение предыдущих речевых игр, только проводятся они уже не сидя на стульчиках, а с выполнением общей моторики. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Психогимнастика - обязательные коротенькие упражнения, вызывающие удовольствие и восторг у детей - это снятие эмоционального напряжения, обучение ауторелаксации, обучение умению изображать образы выразительно и эмоционально, ребенок с помощью психогимнастики учится выражать и свое настроение и состояние. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Ритмопластика - развивает чувство ритма, музыкальный вкус и слух, умение правильно и красиво двигаться, укрепляет различные группы мышц и осанку, развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

Использование музицирования на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы.

Опыт работы показал, что использование здовьесберегающих технологий отвечает современным требованиям, стоящими перед музыкальным воспитанием и дает максимально положительные результаты музыкально-оздоровительной работы:

    повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

    стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка с ОВЗ;

    повышение уровня речевого развития;

    снижение уровня заболеваемости;

    стабильность работоспособности во всех сезонах года, независимо от погоды;

    улучшение физического и умственного развития детей с ОВЗ;

    у детей значительно возрастает интерес к музыкальным занятиям.

В заключение хочется сказать, что забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества, а музыкальное развитие занимает важное место в аспекте физического, интеллектуального и социального развития ребенка .

Любите детей, музыку и будьте здоровы!