Разминка или суставная гимнастика

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Почувствуйте, как тело растекается по поверхности, занимая пространство на плоскости пола. Почувствуйте разницу температур пола и тела в области их соприкосновения. Ощутите свое дыхание, биение сердца.

Постепенное расслабление: стопы ног, икры, колени, бедра, живот, грудь, плечи, локти, запястья, пальцы рук и ног, шея, лицо и даже волосы - все чувствует полное расслабление.

Вы чувствуете свое тело, слышите звуки вокруг. Найдите импульс в груди - центр воли - и начинайте вставать. Обязательное условие - двигаться можно только вперед, опираясь на пол. Вы как бы строите свое тело, продумывая каждое движение, слагая части тела в логической последовательности вверх, сохраняя выразительность и чистоту - логику движения.

Каждый раз, ошибаясь, вы вновь полностью расслабляетесь и начинаете все заново до тех пор, пока тело не займет вертикальное положение.

Возможны предварительные упражнения: перекатывание волн. Тело должно уподобиться волне прибоя, замирающего на берегу.

Упражнение 1

Круговыми движениями рук соберите воздух, энергию вокруг себя и медленно выдохните углекислый газ через рот с концентрацией на точке живота (два пальца ниже пупка). Повторить 3 раза.

Упражнение 2

Выполняются круговые вращательные или поступа-тельные движения суставов. Вращайт запястья, плечи, локти, колени, бедра, торс, шея -прорабатываются все возможные для движения сочленения. Чем мельче и последовательнее Вы будете выполнять вращения или поступательные движения суставов, тем в боль-шей степени они смогут впоследствии принять участие в работе языка тела.

Упражнение 3

Начало движения, процесс и конец движения. Выбирается точка (два пальца вверх от пупка), которая используется как импульс начала и окончания движения. На хлопок полностью открыться (руки вверх, голова поднята, тело вытянуто), затем по хлопку закрыться, «умереть» и «родиться» заново. Ощущение, что космос вокруг разворачивается и вновь скручивается в точку. Вы тренируете не только физи-ческие ощущения, но и эмоци, где чувства угасают
и вновь оживают до полного открытия (счастье, восторг, просветление).

Упражнение 4

В пространстве перед собой выберите точку, фиксируя три сложенных пальца одной руки. Затем от импульса в животе начните движение рукой в пространстве
из точки А, как бы чертя произвольную линию до условной точки В. Четко контролируйте процесс. Импульс окончания движения должен отразиться
в животе (два пальца выше пупка). Импульс в животе придает движению любой части тела дополнительную чуткость и выразительность.

Зафиксировав точку в пространстве, двигаем тело или часть тела (голова, нога, бедро) относительно этой точки. При этом важно, чтобы точка в руке
не сдвигалась ни на миллиметр. Важно понимать, что выразительность движения всегда достигается за счет статики одной части тела относительно движения другой, либо объекта, относительно которого производится движение.

Часть тела фиксируется в пространстве,
и относительно точки фиксации вновь двигается. Затем фиксируется рука, относительно этой точки вновь двигается корпус, фиксируется корпус,
и относительно неподвижного корпуса вновь двигается рука. Движения производятся в системе круга, квадрата, треугольника и т. д.
При этом выразительность линии движения руки подобна каллиграфическому подчерку,
а выразительность тела - скульптуре класиков.

Упражнение 5

Развитие выразительности движений. По хлопку выполняется движение отдельной частью тела, например: рука, голова, нога, плечо, бедро, вновь рука и т. д. По команде либо произвольно Вы двигаете
то одной, то другой частью тела, импульс и фиксация части тела сохраняется. Чем мельче движение сочленений в теле, тем полезней в дальнейшем этот навык для выполнения более сложных упражнений.

Упражнение 6

Колющееся движение. Подобно стеклу, тело становится хрупким, и сдвигая каждую часть тела колющим движением, фиксируем ее через расслабление. Сохраняем ритм и выразительность движений.

Упражнение 7

Передача движений в теле («язык тела»). Выставив перед собой две руки, согнутые чуть в локте, вы начинаете от импульса двигать правую руку навстречу к левой, четко контролируя скорость. Левая рука неподвижна, достигнув близкой точки до неподвижной руки, правая рука останавливается. Тотчас же левая рука, как бы подхватывая импульс, начинает двигаться по тем же правилам, а правая фиксируется
в пространстве. Усложняя упражнение, Вы можете двигать любую часть тела, передавая движение другой части тела. Движения могут быть поступательными, вращательными, круговыми и повторяющимися.
Важно, чтобы вы сохраняли импульс начала и конца движения, контролировали процесс и скорость движения, фиксировали часть тела, заканчивая движение. →

Через импульс движение передается другой части тела. При этом сохраняется выразительность всего рисунка тела, желательно выдерживать единый стиль движения.

Упражнение 8

Скорость и ритм. Задаем скорость движения при передаче от одной части тела другой (от 1 до 10)
от медленного до быстрого. Задаем форму тела
от начальной простой до сложной (от 1 до 10).
Из начальной формы (0) вы начинаете двигаться, усложняя форму тела. Сначала медленно,
со скоростью 1, затем 2–3 движения со скоростью 10, 2, 5, постепенно усложняя форму и пропорцию.

Упражнение 9

Сохраняя графику как начальный стиль движения, вы двигаетесь произвольно, передавая движение
от одной части тела другой, при этом создавая свой ритм и пропорцию в действии. Движения могут быть поступательными, вращательными и возвратно повторяющимися.

Упражнение 10

Индивидуальный знак. Это ваша роспись в движении, ваш иероглиф, ваш анализ психопатических возможностей в телесной выразительности. Возможность выразить через форму свое собственное Я. Какие принципы должны быть сохранены в вашем индивидуальном знаке, чтобы сохранить данную школу:

Четкое исполнение и осознанное начало;

Чистота линии в движении;

Динамика, пропорция, развитие мысли
и законченность в каждом движении, где одна часть тела передает движение другой.

Передача движения подобна ясному монологу, где выражено чувство, характер и мысль. Необходимо почувствовать свое тело, пространство вокруг тела, взаимодействие тела и пространства.

(!) Важно эмоциональное переживание жеста, позы, движения. Внутреннее ощущение правды и адекватность - это и есть культура, этика движения. Без этих качеств импровизации патологичны.

Парные упражнения

    Разделившись на пары, студенты толкают друг друга и поочередно, следуя направлению приложенной силе.

    Став друг к другу спиной, партнеры попеременно подставляют свою спину для опоры друг другу, расслабляясь и в то же время сохраняя устойчивость, находя все более выразительные позы с наименьшей точкой опоры. В дальнейшем включаются всевозможные упражнения на развитие чувствительности (чуткие руки и т. д.)

    «Зеркало». Партнеры становятся друг перед другом, ведущий начинает выполнять какие-либо действия, будто стоит перед зеркалом, а другой четко повторяет его действия, как отражение в зеркале. Повторять следует не только форму, но и эмоциональное состояние.

    «Чуткое тело». Один партнер притрагивается пальцем к любой части тела другого партнера,а тот двигается
    из этой точки, продолжая движение. Затем партнеры меняются местами. Можно использовать вращательные движения, закручивая друг друга, любые затягивания, вращательные и поступательные движения.

    «Ромб». Один ведущий, остальные, стоят в пространстве в форме ромба, повторяют его движения, жесты, состояние, эмоции и т. д. Ведущий отвечает за качество своих движений (чистота, наполненность. законченность, осмысленность, графичность и т. д.), он ведет, а не самовыражается. Ведомые должны быть предельно внимательны и четко следовать всем движениям ведущего, чувствовать его психодинамику, изменения состояния и т. п. Ведущим считается тот, кто стоит впереди и, двигаясь в графике, занимает свою плоскость. Движения должны быть видимы для тех, кто стоит за ним. Когда ведущий меняет плоскость, поворачиваясь направо, налево или на 180°, он становится ведомым, а его движение, состояние, мысль продолжает другой ведущий, задача которого – поймать продолжение движения и его развитие.Способность актера быть гибким в сознании, легко переключаться от ведущего к ведомому и наоборот очень сильно тренирует психофизику, расширяет диапазон восприятия и внимания, а главное, обогащает новыми двигательными возможностями, эмоциями, мышлением и т. д. Выполнив движение «Ромб», вы можете заметить, что запас ваших движений увеличился, но над чистотой и наполненностью движений необходимо еще работать.

    «Дополнение в пространстве». Участвуют 3–4 человека. Каждый находит в предлагаемом пространстве свое место. Выбираем стиль или формулу движения: квадрат, круг, треугольник, диагональ и т. д. Один из учеников начинает движение в пространстве, четко прочерчивая выбранную линию движения. Остальные начинают двигаться, дополняя это движение по ритму, форме и содержанию. Одновременно (для начала) можно двигаться только двум партнерам относительно статики остальных, что необходимо для прочтения смысла их действий зрителями. Двигаясь, дополняя движения, актеры пытаются понять друг друга - эта задача постоянна во всех упражнениях. И, следуя законам любой композиции, у движения должно быть начало, развитие, кульминация и конец. В начальных упражнениях желательно не использовать жест, достаточно передвижения и дополнения простых форм. В дальнейшем, когда значения жестов будет освоено, можно включать их, чтобы придать большую информативную осмысленность действиям. Можно включать в ткань импровизаций беспредметную пантомиму, танец, голос, текст - при условии овладения этими средствами профессионально.

    «Диалог рук». Выполняется в парах. Один партнер задает вопрос через движение кисти руки, другой отвечает жестом. При этом отслеживается начало, процесс и передача движения каждого жеста. Когда один заканчивает, другой в тот же момент начинает движение. Движения - жесты должны быть условно абстрактны, но наполнены внутренним смыслом. Если понимание достигнуто жесты могут конфликтовать, синхронизировать и через кульминацию приходить к точке взаимопонимания.

    «Дополнение в графике». Принцип дополнения в графике - партнеры встают друг за другом попарно
    в затылок, стоящий впереди является ведущим, а стоящий за ним - дополняющим. Следуя уже изученным правилам движения - начало, переживание процесса движения, наполненность и чистота линий, конец движения - ведущий действует, а дополняющий принимает законченное движение как вопрос и отвечает так же четко и выразительно, сохраняя стиль ведущего. В начале движений должно быть мало и жест должен быть широким, четко отслеживается вопрос-ответ. В дальнейшем жест, подобно интересному спору двух друзей, смешивает движения обоих партнеров, как бы предугадывая вопрос и ответ. Цель одна - понять друг друга. Можно двигаться в пространстве, в одной плоскости и т. д. Чистота линий при переходах
    в пространстве зависит от уровня профессионализма. Темперамент, ритм, чувства, характер, мимика лица - все включено. И самое главное - это то, что происходит между вами.

    «Графика в пространстве». Ведущий начинает, задавая вопрос в движении. Ведущим может быть тот, кто стоит впереди, или тот, кто точно знает, что хочет выразить. Пространство между партнёрами дожно быть связано коллиграфией линий. Двигаясь в пространстве (графично и выразительно относительно угла зрения), перемещаясь от одной точки до другой, актер должен определить для себя и выразить, кто движется, с каким состоянием, как и зачем он это делает, при этом не теряя заданный ритм и темп (желательно сохраняя абстрагирование, кодируя свои бытовые чувства в символ, знак, образ).

    «Три партнера». Первый в нескольких движениях задает тему (графика, выразительность, наполненность
    и осмысление). Второй ее развивает в пространстве и по ритму. Третий находит точку. Затем они меняются местами. Во всех начальных и последующих упражнениях важно эмоциональное и психоэнергетическое включение, иначе не будет происходить накопление этих качеств и пробуждение новых потенциалов - развитие, и главное - не будет формироваться ощущение правды и адекватности реакции
    во взаимоотношениях с партнерами.

Анжелика Бабенко
Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста.

Этюды на выразительность движений, основных эмоций , пантомимические этюды .

Пантомимические этюды

1. «Озорной щенок» - исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т. д.

2. «Щенок ищет» - заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т. д.

3. «Гордый петушок» - идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т. д.

4. «Пугливый мышонок» - сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т. д.

5. «Злая собачка» - с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.

6. «Пчела» - с широко открытыми глазами, жужжит.

7. «Лягушка» - с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.

8. «Озорная кошка» - глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу»

Одни дети, по желанию, пантомимическим , иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры воспитатель каждый раз спрашивает тех детей , которые отгадывают, по каким признакам они угадывали героев сказки.

Этюды на выразительность движений и на выражение основных эмоций .

1. «Изобрази жестом» Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог : «высокий» , «маленький» , «там» , «я» , «до свидания» , «здравствуй» , «нельзя» , «иди сюда» , «уходи отсюда» , «тише» и др.

2. «Глухая бабушка» Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает : «Где Витя?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?» , «Чьи игрушки?» , «Где мама?» и т. п. Ребенок жестами отвечает.

3. «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу : «Тише!»

4. «Ласка» . Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.

5. «Вкусная конфета» . У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами , какие конфеты на вкус.

Этюды на выражение эмоций грусти и радости .

1. «Невоспитанный мышонок» - идет по лесу; с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.

2. «Мышонок хочет играть с друзьями» - подбегает, а друзья отворачиваются от него.

3. «Мышонок мирится с друзьями» - подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.

Игра на выразительность мимики .

Педагог показывает детям красивое яблоко (муляж) . Дает возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу. После этого проводится игра «Изобрази вкус яблока» . Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой , какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т. д.) . Педагог нацеливает на то детей , что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика .

Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций с использованием иллюстраций, схем – моделей, игрушек.

Веселое, радостное настроение

Веселое облако

Вот облачко веселое смеется надо мной :

«Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним :

«Мне весело с тобой!»

И долго – долго облачку махал я вслед рукой.

С радостью я в сад иду

Я сегодня очень рад,

Ведь иду я в детский сад.

Буду плавать, рисовать

И с детишками играть.

Веселый смех

Шел медведь – косматый мех,

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешком за сук –

Смех посыпался вокруг.

М. Вайнилайтис

Лягушки ищут комара

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали : «Ква – ква –ква!»

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Рады, рады, рады

Светлые березки.

И на них от радости

Вырастают розы.

К. Чуковский

Страх, испуг

Испугались мы в лесу

Детям маленьким нельзя

В лес одним ходить, друзья!

В лесу можно оступиться,

Испугаться, заблудиться!

Мчится заяц от лисы.

Хвост дрожит, дрожат усы.

Встали сосны на пути,

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к ежику в нору…

Е. Александрова

Поднял гром тарарам,

Прокатился по полям,

По лесам, по холмам

Да по синим облакам.

Теплым дождиком звеня,

Докатился до меня.

Дождь, дождь!

Надо нам разбегаться по домам!

Сердитые коты

Подрались между собой

Рыжие коты.

Поднялись у них трубой

Рыжие хвосты.

Дружелюбие

Будем дружить

Будем вместе мы дружить,

Будем вместе в мире жить.

Будем дружно все играть,

Прыгать, бегать и скакать!

Ты да я, да мы с тобой

Взялись за руки друзья

И сказали : «Ты да я – это мы!

Я – Катюшка, я Витюшка,

Я – Полинка, я Иринка…»

(Каждый ребенок называет свое имя.)

Гордость

Важные петушки

Вот шагают петушки,

На головках гребешки,

Красные бородки,

Важная походка.

Бедный мишка заболел.

Мишка много меда съел.

Мишка плачет и кричит :

У меня живот болит!

Ф. Бобылев

Маленький бычок,

Рыженький бычок

Ножками ступает,

Головой качает :

«Где же стадо? Му – у – у!

Ску – у – учно одному – у – у!»

В. Берестов

Удовольствие

Угощаемся пирожками

Печка, печка, помоги,

Пирожки нам испеки!

Будь добра нам подавай

Вкусный, пышный каравай!

Обида, капризы

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться –

Нечем будет петушиться.

Ёж пыхтит и морщится :

Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету…

Соблюдайте чистоту!

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Г. Ладонщиков

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

В. Шульжик

Осторожность

Мосточек

На носочках осторожно

Перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите,

Бревнышки не раскатите.

Вежливость, доброта

Ручеек добрых слов

Педагог берет за руку ребенка, проговаривая вежливое слово (например, «здравствуй» ). Побуждает ребенка взять за руку другого, называя вежливое, доброе слово («Доброе утро!» , «Пожалуйста!» , «Будьте добры.» ). Ручеек «течет» , увеличиваясь в длину.

Передай цветок

Дети стоят в кругу. Педагог, называя ребенка по имени ласково, предлагает ему цветочек («Ванюша» ). Ребенок называет ласково по имени соседа и передает ему цветочек.

Игры для развития эмоциональной сферы детей

Игра «Четвертый лишний»

Цель : развитие внимания , восприятия, памяти, распознавание различных эмоций .

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний . Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным :

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость.

Игра «Кого - куда»

Цель : развивать эмоции .

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств , состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей , которых :

Можно посадить за праздничный стол;

Нужно успокоить, подбирать;

Обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель : развивать способность распознавать и выражать различные эмоции .

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а) . Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя . Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Выражение эмоций »

Цель : Развивать умение выразить мимикой лица удивление , восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции .

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга» :

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» :

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

Дети выражают грусть (печаль) .

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» :

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость .

Отрывок из сказки «Царевна-змея» :

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом : - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка» :

«Тянут – потянут, вытащили репку» .

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят» :

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»

Дети выражают испуг.

«Терешечка» :

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба» :

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль .

В конце игры отметить тех детей , которые были более эмоциональными .

Игры и игровые упражнения на выражение гнева .

Упражнение “Злюка” .

Цель : развивать способность распознавать различные эмоции с помощью мимики и пантомимики .

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение :

Жил (а) -был (а) маленький (ая) мальчик (девочка) .

Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а) .

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками) . При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка .

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Воспитатель злится, когда…»

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Картотека игр и игровых упражнений (Эмоция Страх ) .

Упражнение «Одень страшилку» .

Цель : дать детям возможность поработать с предметом страха.

Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа : Бабы- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Игры и игровые упражнения (Эмоция Радость )

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель : развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин : «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения : походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка» .

«Жила- была дружная медвежья семья : папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения : улыбка, плавные покачивания.

Упражнение «Изобрази…»

Цель : закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика» .

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова : «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»

Конспект занятия

Тема: Искусство пантомимы

Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;

Развить у детей выразительность жестов, мимики;

Научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;

Воспитать сценическую культуру;

Формирование умения работать в коллективе.

Методическое оснащение:

-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра)

-инвентарь, реквизит: стулья, карточки с заданием, доска, мелки.

1.Организация рабочего пространства

Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

2.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть!

3.Эмоциональный настрой на занятие

Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его, вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

4.Сообщение цели и задач занятия.

Скажите ребята, когда человек радуется или, наоборот огорчается, когда видит что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции?

Ученики: мимика, жесты.

Конечно же - это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. Скажите, ребята, а существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику?

И кто же это?

Правильно. И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.

1. Изучение истории развития пантомимы.

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Итак, что же такое пантомима? (Ученики отвечают)

Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Каждому из Вас сейчас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему.

Молодцы, отлично справились с заданием!

Мимика - (от греч. μιμιχοζ - подражатель) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения, а зрители будут отгадывать.

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Упражнение «Передай маску».

А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

Грусть через руки;

Гордость через спину;

Радость через лицо;

Страх через руки;

Радость через руки;

Радость через ноги;

Удивление через руки;

Задумчивость через лицо.

Итак, ребята, мы с Вами узнали, что такое эмоции, мимика, жесты и пантомима. Теперь мы перейдем к практическому занятию.

3. Практическое занятие

Все Вы знаете русскую народную сказку «Колобок». И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз-таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.

Время на подготовку 15 минут.

Демонстрация этюда.

Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. На доске нарисован многоквартирный трёхэтажный дом. Нарисуйте себя в окне в зависимости от того как Вы всё поняли и запомнили. Если всё хорошо поняли и запомнили – то нарисуйте себя на самом высоком этаже, если не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже, а если уж совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже.

Спасибо, ребята! До свидания!

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил» . Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц . Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать - погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи . Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха . Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию . Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа . Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.

Полезные превращения.

Учимся представлять, изображать, запоминать.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие включает в себя пантомимные изображения, знакомит с технологией использования игровых моментов, а также технологией, при которой выполнение оздоровительных мудр сочетается с выполнением психологических заданий. Они помогут любому педагогу при объяснении материала (особенно на занятиях ИЗО, природоведения), при расслаблении мышц тела и лица в учебное время, при оказании помощи ребенку в ситуации адаптации в новом коллективе, в восстановлении доброжелательных, дружеских отношений. Выполняя пальчиками различные упражнения, фигуры – мудры (складывание пальцев рук в определенном порядке по китайской методике), - ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики пальцев рук, гибкости пальцев. Это оказывает благоприятное влияние на подготовку ребенка к рисованию и письму, а также на развитие речи (происходит возбуждение в центрах речи мозга при воздействии на кончики пальцев), а также лечебное, восстанавливающее действие органов, иммунной системы и энергетического потенциала. Как упражнения для пальцев рук, так и выполняемые мудры не имеют противопоказаний и обеспечивают значительный лечебный эффект, потому что мудры выполняются детьми с удовольствием, в игровой форме и по доброй воле.

Я к этому пришла…

Работая с детьми дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста, приходилось за один день подстраиваться несколько раз под разный возраст детей, находить способы объяснения, общения, а главное, настроить на работу детей в группе (классе) или ребенка при индивидуальном занятии и обязательно получить результат. Знания и умения, приобретаемые в процессе любой деятельности и не включаемые в контекст жизненных интересов ребенка, не имеют для него личного смысла и по этому плохо усваиваются и не дают развивающего эффекта и практических навыков. Ребенок не может понять, почему надо рисовать, лепить так, а не по–другому, даже после объяснений, подробного разбора и рассмотрения. А если не понимает – значит, не выполняет, не работает. Поэтому перед тем, как нарисовать какой - либо предмет или образ (солнце, птицу, тучу, падающий снег и т.д.), можно предложить ребенку изобразить его пантомимой (игрой рук и тела). То есть «превратиться» в этот предмет или образ – войти в сказку. Например, если нужно научить рисовать солнце, предложить ребенку превратиться в солнышко, представить, как оно будет пробуждаться ото сна, подниматься и как увидит с высоты небо, облака, деревья, землю, людей, птиц и так далее. Как здоровается солнышко лучами со всеми, кого увидит, раздавая лучи радости и тепла всем от себя. Дети при этом запоминают, что лучи идут от солнца в разные стороны, как их руки, расходящиеся в стороны, вверх, вниз, а не к солнцу и в дальнейшем рисуют солнце, как его изображали. А также дети усваивают, что здороваться нужно со всеми, воспитывается уважение и доброжелательное отношение ко всем и всему окружающему ребенка. Также повышается у ребенка настроение, возникают приятные ощущения, чувства, так как мудра «Чистое сияние» - гармонизирует весь организм. Дети освобождаются от отрицательных эмоций и получают положительные.

Большинство детей рисуют деревья сверху вниз. Часто не понимают, почему их просят или предлагают им рисовать деревья по-другому. Когда же дети «вырастают», как деревья рисовать их становится понятнее и легче. Дерево и куст растут из земли, из посаженной семечки и тянут они ветки (а дети руки) к солнцу а, вырастая, вытягивают маленькие веточки – пальцы. Листья падают с деревьев, разлетаясь в разные стороны (листопад), а не падают как дождь от дерева, стройными рядами. В момент изображения предмета пантомимой ребенок «превращается» в предмет, в природное явление, лучше понимает, как его нарисовать, получить образ, а не только изобразить предмет. Он получает навыки логического мышления, объяснения, почему так рисуется, а не по-другому. Также зажатый, стеснительный ребенок раскрепощается, раскрывается, становится после нескольких занятий свободным от ряда комплексов (стеснения, неуверенности). Он понимает, что можно изобразить предмет, как понимает, воспринимает его он сам, не оглядываясь на других. А это приводит к самостоятельности, вере в себя, в свои силы, к правильности действий, к обдумыванию своей деятельности. Одновременно получая гармонизацию организма, выполняя мудру «Чистое сияние».

Преподавателю важно быть последовательным в своих действиях, действия должны быть доступны и увлекательны для ребенка. Они должны выполняться самостоятельно ребенком (необходимо добиваться стремления от ребенка к самостоятельности), необходимо дожидаться и добиваться выполнения этих действий от начала до конца, что приведет в дальнейшем и к пониманию их действий.

«Превращение» в растение, животное или в неодушевленный предмет, а также любая изобразительная деятельность напрямую связаны с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Любая творческая деятельность ребенка способствует развитию каждой из этих функций, связывает их между собой. А пантомима помогает ребенку упорядочить знания, оформить и зафиксировать представление о мире, понять, почему так выполняется, изображается предмет. Как продукт творения ребенка, пантомимный мини-спектакль, изобразительная деятельность позволяют выявить основные проблемы, связанные с формированием характера, с которыми сталкивается ребенок в процессе деятельности, общения, а с другой стороны – найти пути их решения, подобрать правильные методики коррекционной работы.

Я «превращаюсь» с детьми в предметы, явления, и это помогает мне найти контакт с любым ребенком, раскрепостить, расположить его к себе и увлечь в занятие. Это «превращение» помогает на занятиях с детьми при нарушениях раннего эмоционального развития и с детьми с аномалией развития мозга. В творческой деятельности дети закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его, четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта. Для детей «превращения» не просто забава, а радость, раскрепощение, отдых от умственной или практической нагрузки и так же творчество, театрализованное мини - представление.

Всем известно, что решающим и уникальным периодом развития ребенка является дошкольный возраст, а также возраст младшего школьника. В этом возрасте закладываются основы личности, вырабатываются воля, произвольное поведение, активно развивается воображение, мышление, творчество, инициативность. Все эти важнейшие качества формируются лучше, качественнее в обучении через игру, сказку, «волшебство». В это время ребенок добровольно подчиняется правилам и требованиям, их выполнение доставляет ему максимальное удовольствие и поэтому делает поведение ребенка осмысленным и осознанным.

В работе «Worttaubheit , Melodientaubheit und Gebardenagnosie » Korepep на клиническом материале различает четыре ступени выразительных движений: 1)пантомимические, 2)автоматические, 3)мимика, 4)смех, плач и т.п.(*). Он доказывает на невропатологических фактах, что можно различать эти ступени как более древние, так и более поздние. Пантомимикой выражается действие полностью и всем телом. Автоматическими движениями (символическими) выражается действие только частично и преимущественно рукой. Мимические движения становятся преимущественно лицевыми. А звуковые – преимущественно голосовыми. Не зная еще о работе и выводах Korepepa , я начала работу с детьми, используя те же ступени выразительности движений (пантомима, мимика, автоматизм движений и речь). Правильность моих действий подтвердилась результатами. Дети начинают мыслить, творить, верить в себя и свои возможности, неговорящие начинают делать попытки говорить и затем говорить, потому что с «волшебными словами», «превращениями», пантомимными изображениями понятнее слова взрослого для ребенка, и ему легче, проще работать. Появляется желание стать волшебником, а вместе, с этим желанием появляется уверенность в себе, в свои возможности. Дети успокаиваются, избавляются от симптомов невроза, от негативных привычек, или происходит сглаживание симптомов нарушения эмоционального развития. Они расслабляются на момент упражнения, отвлекаются от предыдущего занятия (задания) и своего эмоционального состояния, концентрируют свое внимание на своих действиях руками, телом, отвлекаясь, отгоняя посторонние мысли, тревоги, волнения.

Дети способны сохранять в памяти образы, воспринятые ранее, и эта способность присуща всем или почти всем детям в дошкольном и младшем школьном возрасте.

*Kogerer. «Worttaubheit, Melodientaubheit und Gebardenagnosie». Берлин, 1924, В.92

Что помогает совершенствованию эмоциональных, физических, психических функций ребенка

Кисти рук и мышцы лица связаны с огромным количеством нейронов двигательной зоны коры полушарий. Руки выполняют тонкие и дифференцированные функции, а мышцы лица отражают различные эмоциональные состояния. Двигательная зона коры занята головой, руками, где по занимаемой площади доминируют кисти рук.(*)

На руках у нас имеются точки и рефлексогенные зоны, имеющие связь с головным мозгом. Поэтому при утомлении иногда советуют давить со средней силой на переднюю, заднюю и боковые поверхности каждого пальца. А при регулярном массаже (потерании, надавливании) даже только одного большого пальца повышается функциональная деятельность головного мозга. Поэтому вследствие широких связей с корой головного мозга локальная усталость мышц рук (во время письма, рисунка или любой другой кропотливой работы) вызывает торможение центральной нервной системы, и в результате этого развивается снижение общей работоспособности ребенка. Так как наши руки, пальцы самый чувствительный прибор для биокоррекции. В частности пальцы перераспределяют энергию, а изгибы пальцев в том или ином месте и под определенным углом способны силу и направление энергопотока в теле.

«Превращение» в растение, животное или в неодушевленный предмет, а также любая изобразительная деятельность, напрямую связано с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Поэтому «волшебные превращения», пантомимные изображения, выполнение мудр для развития и массажа рук и пальцев, т.е. любая изобразительная деятельность телом и руками, напрямую связаны с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. А использование педагогом предложенных пантомимных упражнений и мудр раскроют не только кладезь талантов и возможностей любого ребенка, но и дадут положительный оздоровительный результат.

Пантомима совершенствует все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мысленные операции (анализ, синтез, сравнение, общение, абстрагирование) (*).

В моей работе пантомима – это изображение телодвижением животных, растений, изображение роста растений, изображение явлений природы и некоторых предметов, окружающих нас.

Мудра – это древнейший метод, с помощью которого можно регулировать потоки энергии с целью оздоровления и исцеления от всевозможных недугов. На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук в индобуддийской религии. Среди множества мудр мной выбраны те, выполнение которых не требует особой обстановки или помещения, которые можно выполнять во время объяснения или во время физ. минутки, физ. паузы. Эти мудры не лечат определенные заболевания, а регулируют работу органов, выполняют гармонизацию энергопотоков, улучшают общее самочувствие, повышают иммунитет и настроение, выводят из депрессионного состояния, снимают усталость, повышают работоспособность.

_____________________________________________________________________________

*Выписка из советского энциклопедического словаря пантомима (от греческого pantomimes буквально – все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, мимика, жесты.

Пантомим – представление, напоминающее балет, широкое распространение получил в IV - I вв. до н.э. (Детская энциклопедия «Искусство»).

Слова и мысли соприкасаются тесно, как звук и жест. «Таинство слова подкрепляется жестом, создающим общую пространственную энергетическую структуру, обладающую определенной формой…. Через слово и мудру можно обрести спокойствие, снять стресс, сосредоточиться, достичь слияния с Единым».(**)

Главное всегда с любовью выполнять любое дело, верить в возможности ребенка и никогда не терять Надежду и вселять ее в каждого ребенка. Фантазировать самому и учить фантазировать детей, быть артистом самому и развивать артистизм, увлекать в театральную игру детей.

И чтобы не иссякло в человеке желание творить, ощущение счастья творчества, необходимо с детства развивать способность играть (роль), фантазировать, открывать и познавать окружающий мир, эти качества пригодятся ему в любой деятельности.

Кроме всего этого, изобразительная деятельность (не только живопись и рисунок) становится основой для обогащения взаимодействия детей при коллективном выполнении работы, у детей появляется опыт совместного творчества, развиваются социальные навыки, что очень важно именно в дошкольном возрасте. При этом развиваются творческое воображение, умение делать свой выбор, уверенность в себе и т.д., обеспечивается формирование у ребенка умений и навыков изобразительной деятельности, а также и универсальных качеств личности.

___________________________________________________________________________

*Э. Каструбин. Секреты исцеляющих программ. М. «КСП +», 2002г., стр.23

**Э.И.Гоникман. Лаосские лечебные мудры. М. Издательский дом МСП, 2002г., стр. 83

Пантомимные упражнения, оздоровительные мудры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

1. Упражнение «Солнышко здоровается»

Это любимое упражнение всех детей, особенно хороший эффект производит это упражнение на замкнутых детей, плохо адаптирующихся в новом коллективе. Дети усваивают этические нормы поведения, воспитывается уважение к старшим, сверстникам и доброжелательность ко всему, что окружает ребенка в этом мире. А также дети запоминают, что лучи идут от солнца в разные стороны, как их руки, а не к солнцу. В упражнении используется мудра «Чистое сияние» - ладони сложены друг к другу, - которая гармонизирует весь организм.

Для выполнения детям (ребенку) предлагается присесть на корточки, сложить ладошки у щеки и прикрыть глаза. Педагог при этом произносит слова: «Крепко спало солнышко ночью. Утром открыло глаза (дети открывают глаза), поднялось вверх, (дети вместе с педагогом, поднимаются с корточек) и увидело голубое небо». Ладони при этом располагаются перед собой сложенные пальцами друг к другу – мудра «Чистое сияние». При словах приветствия солнышка руки поднимаются вверх, разводятся в стороны, опускаются вниз, возвращаясь, каждый раз в положение мудры «Чистое сияние». «Здравствуй, небо» - руки подняты вверх. «Здравствуйте, птицы (облака, тучки, если плохая погода за окном, ветер и т.д.)» - руки в стороны. «Здравствуйте, деревья » - руки немного в низ и в стороны. «Здравствуй, Земля» - руки внизу. «Здравствуйте, люди всей земли» - руки в стороны от груди. Закончить упражнение нужно приветствием педагога (учителя, воспитателя) и всех детей класса, группы. Можно продолжить здороваться, особенно с детьми дошкольного возраста, с мамой, папой, бабушкой, дедушкой и с каждым из них. Обращая внимание детей на то, что солнышко «раздает» свои лучики от себя, от своего «сердца» всем кого видит, с кем встречает и кого любит.

2. Упражнение для пальцев рук

Выполнять можно как в начале занятий перед письмом, рисованием, трудовой деятельностью на уроках труда, окружающего мира и т.д. так и в середине (физ. минутка). «Поведение муравья» - сжатый кулак, когда большой палец согнут и спрятан под остальными. Эта мудра регулирует функции почек, прямой кишки, позвоночника, устраняет страх. Прикасание подушечками пальцев во время «приветствия» указательного пальца большого - это мудра, повышающая энергетический потенциал организма, усиливает обменные процессы, улучшает кровообращение. Соединение среднего с большим способствует гармонизации печени, желудка, желчного пузыря; безымянным – гармонизации между системой печени и желчного пузыря с легкими и толстым кишечником, с мизинцем – стабилизирует психику, укрепляет Дух, физический и духовный иммунитет.

Дети выполняют упражнение, сидя за столами (партами), непосредственно перед работой.

«Раз, два, три, четыре, пять пришли дети рисовать; ручки все подняли, кулачки зажали».

Руки, согнутые в локтях, стоят на столе, пальцы зажаты в кулачок.

Поочередно поднимается каждый палец на свои слова:

«Вышел палец погулять» - поднимается мизинец;

«А за ним второй» - поднимается безымянный палец;

«Погулять пошел и средний» - поднимается средний палец;

«Указательный - за ним» - поднимается указательный палец.

Большой палец остался прижатым к центру ладони один.

«А большой палец все спит.

Стали пальчики-друзья его будить: «Просыпайся, лежебока, просыпайся поскорей, выходи гулять ты, соня, и услышь своих друзей». Каждый палец стучит – «будит» по 1 - 2 фаланге большого пальца 3-5 раз.

Палец большой выпрямляется, пальцы-друзья «здороваются» с ним

прикасаясь каждый подушечками пальцев с большим пальцем.

Можно «здороваться» пальцами обеих рук.

Или

«Раз, два, три, четыре, пять, будут пальцы рисовать» - дети сжимают и разжимают кулачки, на последнем слове кулачок остается зажатым.

«Я рисую» - поднимается мизинец;

«Со мной мама» - поднимается безымянный палец;

«Папа будет рисовать» - поднимается средний палец; «бабушка» - поднимается указательный палец;

«А где же дед? Дед все спит». Большой палец остался прижатым к центру ладони один.

По 1 - 2 фаланге большого пальца на фразу: «Просыпайся, дед», - каждый палец стучит 3-5 раз.

«Дед проснулся, потянулся» - пальцы раздвигаются в разные сторону, выполняются потягивающие движения, разводя руки в стороны. «И обнял всех» - руками при этом обхватывают себя. Можно обнимание повторить 2-3 раза.

Это дает ребенку ощущение любви и нежности, что так не хватает ему в его жизни. Он любим собой, а значит и всеми окружающими его людьми.

3. Упражнение «Шарик надувается»

Для расслабления, отвлечения от сложного или кропотливого труда и для дальнейшего сосредоточения внимания на выполнении задания, для повышения уверенности в своих силах хорошо применять упражнение «Шарик надувается». Во время выполнения данного упражнения ребенок укрепляет свою энергетическую оболочку, защищает себя от негативного воздействия.

Предложить детям встать около стола, опустить руки и голову вниз, расслабиться. Руки свободно висят.

Учитель изображает «работу» насоса, произнося «ших–ших–ших». Дети под шум работающего насоса, медленно поднимают голову и руки вверх, изображая руками надувание шарика. Подняв руки вверх, «завязывают шарик» – сомкнув пальцы рук над головой. Учитель изображает дуновение легкого ветерка и предлагает изобразить покачивание шарика на ветру, а дети изображают покачиванием корпуса тела в стороны движение шарика на легком ветерке. Учитель сообщает ребятам, что решил пошутить с шариком, и дергает за веревочку, которая развязывается, и шарик быстро сдувается. Дети изображают, как сдувается шарик, извивается и крутится при падении. Надувание шарика повторяется, крепко завязывается шарик и еще раз покачивается на легком ветерке. Затем учитель предлагает аккуратно «крепким, хорошо надутым шарикам» сесть за свои места и продолжить работу. Во время «надувания» шариков детям можно предложить вспомнить, какой формы они бывают, и изобразить шарик любимой формы.

4. Упражнение «Вырастает дерево»

Это упражнение помогает детям нарисовать по представлению, как растет дерево, запомнить после превращения, что дерево вырастает из земли и тянется ветками к небу, солнцу. Дети вспоминают, что деревья бывают разной толщины, высоты, одни деревья хрупкие и стройные, другие крепкие и мощные. По изображаемому дереву можно понять душевное состояние ребенка на момент занятия.

Ладошки, сложенные вместе на уровне груди, – мудра «Чистое сияние» выполняется для гармонизации всего организма.

Для выполнения детям предлагается присесть на корточки (желательно в круг), сложить ладошки лодочкой перед грудью. Каждый ребенок – семечка. Из семечки после дождя прорастает деревце. Учитель исполняет роль дождевой тучки, которая «пролетает» между детьми и «поливает» каждую семечку - прикасается к голове каждого ребенка.

Педагог комментирует действия детей: «Семечка прорастает после дождя». Дети медленно поднимают сомкнутые руки вверх, имитируя прохождение ростка сквозь землю. Затем поднимаются с корточек, не размыкая ладошки. «Деревце выросло, и от ствола вырастают большие ветки – «руки», которые тянутся к солнышку» - дети разъединяют ладошки и изображают руками ветки, идущие в разные стороны. «На ветках появляются маленькие веточки – пальчики, которые дети разводят в разные стороны.

5. Изображение куста

Выполнение руками рост куста помогает детям запомнить, что кусты меньше деревьев, растут крупные ветки куста из одной семечки – точки. Ладошки, сложенные вместе на уровне груди – мудра «Чистое сияние» - которая помогает осуществлению гармонизации всего организма.

Дети сидят на корточках или за столами. Ладошки сложены лодочкой. Когда семечка прорастает, ладошки расходятся в разные стороны, а руки смыкаются в локтях. Пальцы разводятся в разные стороны, как маленькие веточки куста.

6. Изображение травы

И опять ладошки, сложенные вместе на уровне груди, – мудра «Чистое сияние» - помогает осуществлению гармонизации всего организма. Раскрытые кисти – мудра, используемая при нестабильности в эмоциональной сфере, депрессии, проблеме с сердцем, при нарушении кровообращения.

Ладошки сложены лодочкой. Дети могут изображать травы, стоя или сидя за столом. Когда семечка прорастает, ладошки расходятся в разные стороны, оставаясь сомкнутыми у основания ладоней. Пальцы могут быть прижаты друг к другу или разведены в разные стороны, как у травяного куста.

7. «Лампочка»

Упражнение помогает расслабить мышцы спины и рук, а главное, помогает справиться с плохим настроением или психологическим напряжением.

Дети стоят в кругу или между рядами. Руки опущены вниз, изображаем овал. Глаза закрыты. Учитель сообщает, что включает лампочку и щелкает пальцами. Руки взмываются вверх, при этом ребенок легко прыгает. Пальцы подушечками соединяются над головой, открываются глаза, и на лице детей появляется улыбка. При втором щелчке лампочка выключается - руки опускаются вниз, изображая овал, глаза закрываются, улыбка с лица убирается. Третий щелчок «включает лампочку», и в образе «включенной лампочки» детям предлагается занять свои места.

8. «Черепаха»

Выполнение мудры «черепаха» способствует снятию напряжения, восполнению энергии. Я применяю ее при повышенной возбудимости детей и при необходимости сконцентрировать внимание детей.

Пальцы правой руки переплетаются с пальцами левой руки. Большие пальцы соединяются концевыми фалангами, как бы образуя голову черепахи. Ладони переплетенных рук держаться параллельно столу (полу), «голова» направлена к груди ребенка.

Можно проверить крепость «панциря» «черепахи», если позволяет время: раздвинуть руки каждого ребенка в стороны - всем ребятам очень нравится помериться силами с педагогом.

9. «Строим дом»

Это «строительство» выполняем перед рисунком, аппликацией дома, особенно с малышами, которым понятно становится «строительство». А также его можно использовать и как физ. минутку в школе.

Дети вместе с учителем произносят слова и выполняют пантомимой работу по строительству дома.

«Мы построим дом, дом, будим жить мы в нем, в нем» - ребята присаживаются на корточки у столов или в центре кабинета, руки располагают горизонтально перед грудью друг над другом.

«Раз кирпичик, два кирпич, три, четыре, пять и шесть» - руки поочередно меняют местами, имитируя кладку кирпичей, одновременно поднимаясь с корточек.

«Возведем мы стены» - руки поднимаются вверх и очерчивают контур возведенной стены

дома.

«Сделаем окошко, поглядим в него немножко» - пальцы рук соединяют в форму окна;

«Возведем мы крышу » - руками изображают треугольник;

«Сделаем трубу» - ладошки располагают друг против друга;

«Мы построили свой дом, будет весело жить в нем» - дети возвращаются на свои места.

10.«Мороженное»

Изобразить мороженое из морозилки – крепкое, твердое и «радостное» - дети стоят прямо, подняв руки вверх и немного в стороны. Голова поднята, на лице улыбка.

Но пригрело солнышко, и мороженное начинает таять, грустить – дети опускают медленно руки и голову вниз, изображая грусть на лице. При этом выполняют плавные движения туловищем, можно полу - присесть.

Затем мороженное «взбивают» - дети энергично двигаются из стороны в сторону - «замораживают", постепенно принимая первоначальное положение (позу).

Или так

11. «Воробышек»

Выполняется на занятиях при рисовании птиц малых размеров.

Дети стоят у своих мест или в центре комнаты, руки располагаются вдоль туловища, слегка назад кистями рук. Голова втянута в плечи, туловище слегка наклонено вперед, а ноги немного согнуты в коленях. Предложить детям в таком положении попрыгать на месте (или по кругу), затем «расправить» крылья, подняться на носочки - «взлететь».

Подобно изображаются и другие птицы с учетом их особенностей, а также и животные.

12.Любимые и нелюбимые цвета

Для сближения детей между собой, для помощи ребенку понять самого себя безболезненно и незаметно, для выплеска отрицательных эмоций по отношению к обидчику я провожу увлекательное занятие для детей и нужное, полезное для педагога.

Детям (ребенку) предлагается выбрать три цвета из набора красок которые каждому нравятся, и нанести их на лист бумаги любой формы (пятном, полоской, в виде цветка, человечка трехцветного и т.д.). Потом нанести три краски, которые им не нравятся. Также любой формы. Пока краска подсыхает, вызвать одного ребенка в центр, повернуть его спиной к детям и предложить ему думать или говорить мысленно обо всех присутствующих только плохое. После этого спросить ребят, какого цвета в данный момент этот ребенок. Затем попросить этого же ребенка думать или говорить мысленно обо всех самые хорошие слова, а детям предложить назвать цвета красок, которые они дадут ему сейчас.

Можно это сделать самому преподавателю, потом разъяснить детям, что настроение наше и окружающих нас зависит от каждого человека. Затем то же самое проделать с детьми.

Педагогу данные «рисунки» помогут при индивидуальном общении с ребенком «вечно обиженным» недовольным кем-то в классе (группе). А также поможет узнать педагогу, кто из детей воспринимает его положительно, а кто отрицательно, поэтому делать замечания данному ребенку необходимо осторожно, и постараться найти с ним контакт через другого (положительного) человека.

13.Волшебство линии

На подготовленном листе бумаги предложить ребятами нанести быстро простым карандашом или ручкой непрерывную, с изгибами линию, пересекающую себя несколько раз (рис 1а; 2а). Затем, поворачивая лист по кругу рассмотреть получившийся рисунок, и постараться увидеть (рассмотреть) образ, предмет (1б). Выделить его штриховкой, нанесением линий прямых, волнистых или точек на получившиеся элементы (детали) образа или предмета (рис 2 а, б).

Детали можно закрашивать цветными карандашами (рис 1в).

1(а, б, в)

Можно выполнять задание красками, нанося непрерывную линию кистью и не задумываясь нанести любые цвета на получившиеся элементы (рис 3а). Дать просохнуть листу. А затем, поворачивая лист определить, что получилось (3б). Рассматривать работы и определять, что получилось можно в конце занятия всем классом. Можете услышать несколько вариантов и «открыть» автору работы много интересного в его «волшебной линии».

2(а, б)



3(а, б)

14. «Шарик настроения»

Упражнение улучшает настроение, своими же мыслями, пожеланиями себе всего самого хорошего, доброго, приятного, ребенок концентрирует собственную энергию. Получает заряд положительных эмоций и избавляется от стресса, страха, обиды и т.д. Рекомендую выполнять данное упражнение перед сложным заданием, контрольной работой.

Предложить ребятам встать около своего места, поставить руки перед собой, ладошки направлены друг к другу. Расстояние между ладонями 15-20см. Руки не напряжены, слегка согнуты пальцы, как-будто держат мячик небольшого размера. Необходимо прислушаться к себе, к своим рукам и тогда между ладошками появится тепло, легкое покалывание, пульсация и т.д. У каждого может быть индивидуальное ощущение, но оно будет обязательно. Легкими, пульсирующими движениями кистей рук друг к другу, создается имитация держания надутого резинового шарика – это концентрирование своей энергии. Затем предложить всем ребятам представить что-то для них самое приятное, желанное (сладости, отдых на море, реке, получение подарка и так далее). Вложить приятные ощущения мысленно в свой энергетический шарик, почувствовать, как он слегка увеличился, стал более упругим, а затем шарик «проглотить», т.е. поместить его в себя со всеми приятными представлениями и ощущениями.

Необходимо в момент «проглатывания шарика» помочь ребятам словами: «По телу пошло приятное тепло, проникающее в каждую клеточку нашего организма. Появилось ощущение легкости, чистоты. Улучшилось настроение. У каждого светлая голова, чистые мысли, отличное настроение, доброе сердце. Каждый готов к выполнению работы».

Слова можно придумать каждому педагогу свои.

В дальнейшем «Шариками настроения» можно делиться мысленно с родителями, друзьями, с одноклассниками, с людьми у которых плохое настроение или нет хороших взаимоотношений.

Эпилог

Все эти упражнения помогают мне в работе с детьми, в общении с ними, а детям раскрепоститься, отдохнуть эмоционально и физически, настроиться на работу. А также общаться со мной, друг с другом и с родителями. Мне и детям помогают все эти упражнения повысить работоспособность, поправить свой энергетический баланс, осуществить гармонизацию организма. Я очень надеюсь, я уверена, что эти увлекательные упражнения понравятся и помогут и детям, и взрослым.

Успехов, удачи, здоровья и хорошего настроения.